Январь | Апрель | Июль | Октябрь |
Февраль | Май | Август | Ноябрь |
Март | Июнь | Сентябрь | Декабрь |
Самое обширное пространство в экспозиции выставки «XX век. Монтаж» отведено коллекции русского авангарда. Первые произведения были направлены в наш город в послереволюционные годы, а в конце 1920-х в Иваново-Вознесенске оказались картины и рисунки из двух закрывшихся столичных музеев – Музея живописной культуры в Москве и Музея художественной культуры в Петрограде. Девятнадцать произведений лидеров отечественного авангарда было передано в Иваново. Они являются предметом гордости художественного музея; постоянно экспонируются на международных выставках (Испания, Финляндия, Греция, Бельгия, Великобритания, Монако и др.). Читать/скрыть текст
Авангард (от франц. avant-garde — передовой отряд) — общий термин для обозначения художественных направлений / течений искусства первой трети ХХ века (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, супрематизм, конструктивизм и др.). Авангард — это радикальная эстетическая революция, колоссальная встряска искусства, расширение его отношений к миру во всех аспектах. Художники-авангардисты по-бунтарски решительно, декларативно подчеркивали в своих произведениях принцип “антиискусства”, отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Выступая против норм классического изображения (отказ от сюжета картины, от внешнего сходства, от простой видимой реальности, от самого предмета или объекта изображения), авангард выявлял совсем другие составляющие живописи - в этот ряд вошли пространство, форма, цвет, фактура.
В установлении четких критериев искусства авангарда нет единства, как нет единого мнения о том, можно ли безоговорочно причислить к авангардному направлению живопись, в основе которой лежал именно интерес к предметному миру.
Яркое объединение художников этого периода - «Бубновый валет». Первоначально - название выставки картин, устроенной в 1910 году в Москве М. Ларионовым, П. Кончаловским, А. Лентуловым, И. Машковым, Н. Гончаровой и другими, а годом позднее – художественного общества (также – Р. Фальк, А. Куприн). Рафинированности и психологизму («Мир искусства»; «Голубая роза») бубновалетцы противопоставили энергетически мощную, открытую, «стихийную» живопись с подчеркнутой деформацией и огрублением форм, с ощутимостью плотных мазков, с броской, жизнерадостной, лубочной красочностью.
Основоположниками изобразительного авангарда в России выступили В.Кандинский (абстракционизм), П.Филонов (аналитическая живопись) и К. Малевич (супрематизм). Радикальные перемены в искусстве связаны с именем Малевича – именно он смог придать новому направлению в искусстве масштаб, цель, объяснение и высокое качество.
Другим направлением, рожденным Русским авангардом, был конструктивизм, расцвет которого пришелся на первые послереволюционные годы-до начала 1930-х годов. От абстракции обратился к реальной жизни - художественному конструированию предметов. Задача искусства – служить производству (теория «производственного искусства»); дело художника (мастера) – «творить полезные вещи». Конструктивизм ярко проявил себя в архитектуре, фотографии, дизайне, декоративно-прикладном и театральном искусстве (А. Родченко; «амазонки русского авангарда» - А. Экстер, О. Розанова, В. Степанова).
Жизнестроительные концепции русского авангарда нашли воплощение и в агитационном фарфоре. Уникальное и кратковременное явление родилось «проектным» методом; его отличают лаконизм и использование советской символики.
Страницы: 1 2
Страницы: 1 2 Экспозиция