Январь | Апрель | Июль | Октябрь |
Февраль | Май | Август | Ноябрь |
Март | Июнь | Сентябрь | Декабрь |
филиал Ивановского областного художственного музея
Дом-музей народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий, уроженца города Иваново-Вознесенска Бориса Ивановича Пророкова (1911-1972) расположен в историческом центре города, в деревянном одноэтажном доме, где его семья жила с 1927 по 1949 годы. Дом окружает ухоженный, уютный сад, где можно отдохнуть от суеты большого города. Известны, ставшие традиционными для музея, музыкальные и литературные вечера с участием профессиональных и любительских творческих коллективов города Иванова.
Во многом мировосприятие будущего художника сформировалось в творческой атмосфере родительского дома. Его отец работал колористом на ситценабивной фабрике, был музыкантом-любителем, играл на скрипке и альте. Мать была выпускницей Московской консерватории, обладала замечательным голосом меццо-сопрано. Все трое детей в семье играли на музыкальных инструментах, и в доме Пророковых проводились дружеские музыкальные вечера.
Постоянная мемориально-художественная экспозиция музея представляет исключительно подлинные произведения Бориса Пророкова с конца 1920-х до начала 1970-х годов: рисунки, плакаты, живопись, скульптуру, эскизы, наброски, авторские повторения и варианты к известным графическим сериям, фотографии, документы, награды, личные вещи художника, переданные в дар его вдовой Софьей Александровной Пророковой.
Начало деятельности мастера совпало со временем зарождения фашизма в Европе. Борис Пророков, «художкор» газеты «Комсомольская правда», обратился к политической сатире на международные темы. В музее представлены его карикатуры и первая программная работа в жанре изобразительной публицистики – ставший хрестоматийным рисунок-плакат «Фашизм – враг культуры» (1939).
В годы Великой Отечественной войны Б.И. Пророков в качестве военного художника побывал почти на всех фронтах. Он пережил голод, холод, бессонные ночи, бомбежки, артобстрелы, ранения, участвовал в боях и рукопашных схватках, спасался с тонущего корабля и горящего самолета. Читать/скрыть текст
Его жизнь в искусстве неотделима от темы войны и борьбы за мир, а сила воздействия произведений ассоциируется с боевым оружием – настолько мощные психологический, идеологический и политический контексты в них открываются.
В музейной экспозиции можно увидеть подлинные фронтовые газеты «Красный Гангут» с сатирическими рисунками Б.И. Пророкова и язвительными четверостишиями к ним его фронтового товарища и лучшего друга, ивановского поэта М.А. Дудина; агитационные листовки; плакаты «Балтийский прожектор»; портреты отличившихся в сражениях летчиков и моряков; пейзажи и зарисовки сцен мирной жизни. Очень выразительны рисунки серии «Арийские вояки» - портреты немецких солдат и командиров, взятых в плен на Кавказе и Балтике. Уникальный экспонат – последняя карикатура на Гитлера, сделанная Пророковым за столом имперской канцелярии фюрера, на бланке наградного документа с личной подписью вождя.
После полученных на войне двух тяжелых контузий, превозмогая нестерпимую головную боль и конвульсии, Пророков каждый день вставал к мольберту или брал в руки карандаш и рисовал лежа. В поздних портретах и рисунках открывается тонкая лирическая душа художника, звучат темы боли, отчаяния, скорбной памяти о прошедшем.
В советском искусстве Б.И. Пророков стал родоначальником нового вида художественной публицистики – патетического искусства действия, сплава искусства и политики. Он создал 19 серий станковой графики, три из которых, получившие всемирную известность – «В Европе – американцы» (1952), «Это не должно повториться!» (1958-1959), «Сыну» (1969-1970) – экспонируются в музее.
В своих работах Пророков концентрировал образ до емкости символа, доводил лаконизм рисунка и живописи до совершенства. В этом парадоксальном сочетании драматизма, экспрессивности с минимализмом и четкостью художественного языка – безошибочно узнаваемый пророковский стиль. При жизни его упрекали в отступлении от натуры, анатомических неточностях, слишком нервной экзальтации, после смерти винили за то, что был проводником и адептом официальной идеологии. Но большой мастер всегда был органичен, искренен и адекватен своим убеждениям: «Все, что я делаю, это глубоко мое, все живет во мне, все глубоко личное».