Январь | Апрель | Июль | Октябрь |
Февраль | Май | Август | Ноябрь |
Март | Июнь | Сентябрь | Декабрь |
Среди художественных собраний страны Ивановский областной художественный музей занимает особое место: в его фондах сосредоточены культурные ценности и артефакты со всего мира – от древнеегипетских и античных памятников до концептуального творчества начала XXI столетия.
В 1959 году по решению советского правительства в Иванове на основе коллекций областного краеведческого музея был образован художественный музей. В 1960/61 году из ИОКМ на постоянное хранение было передано более 16 тысяч экспонатов.
Из них основная часть происходит из собрания иваново-вознесенского фабриканта, коллекционера, мецената Дмитрия Геннадьевича Бурылина (1852-1924). В 1914 году он основал в Иваново-Вознесенске «Музей промышленности и искусства, древностей и редкостей». Фрагменты уникального наследия Д.Г. Бурылина обусловили своеобразие собрания ИОХМ. В числе «редкостей и древностей» - памятники культуры и искусства Древнего мира, коллекция предметов культа и быта стран Востока, русская и западноевропейская гравюра, резная кость, образцы ювелирного дела, игральные карты народов мира и многое другое.
В собрании музея хранятся произведения, ставшие частью коллекции Д.Г. Бурылина в 1913 году, когда он приобрел у знаменитого циркового артиста Анатолия Леонидовича Дурова (1864-1916) все экспонаты его музея из усадьбы Кермени под Воронежем. Это древнеегипетские и античные памятники, предметы ориентального собрания, рисунки, скульптура, картины, в том числе работы И.К. Айвазовского, Л.Ф. Лагорио, В.Д. Поленова, Ю.Ю. Клевера, Б.Д. Григорьева, Б.В. Шапошникова.
Частью собрания ИОХМ стали национализированные в первые годы советской власти художественные ценности из имений, усадеб, частных собраний местных купцов, фабрикантов, буржуазии. Из имения Студеные Ключи близ Кинешмы, принадлежавшего крупному предпринимателю и представителю богемы Николаю Павловичу Рузскому (1864-1927), происходят картины М.В. Нестерова, К.А. Коровина, С.А. Виноградова, Л.В. Туржанского. К собранию тейковских купцов Каретниковых принадлежат картины В.А. Тропинина, А.А. Риццони, Ф.А. Бронникова, Н.В. Неврева, В.И. Якоби, К.Е. Маковского. Поступления из расформированного в 1924 году Шуйского музея – работы И.К. Айвазовского, Н.А. Клодта, Н.Е. Сверчкова, Л.Ф. Лагорио, В.Е. Маковского, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, Н.Д. Милиоти.
Ключевая часть собрания ИОХМ – дарственные поступления 1920-30-х годов из Государственного музейного фонда, Третьяковской галереи и Русского музея. Это масштабное собрание подлинников XVIII-начала ХХ веков, где представлены титульные мастера от Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского до Н.Н. Ге, И.Е. Репина, В.А. Серова, М.А. Врубеля. Передача работ И.Я. Машкова, К.С. Малевича, А.М. Родченко, О.В. Розановой, других ведущих мастеров авангарда (от «Бубнового валета» до супрематизма и конструктивизма) позволило сформировать раритетную коллекцию новейших течений отечественного искусства.
В 1960-1980-е годы собрание ИОХМ пополнялось за счет поступлений из Музейно-выставочного центра РОСИЗО, государственных закупок произведений после участия во Всесоюзных, Всероссийских и областных выставках. Это работы известных мастеров ХХ столетия – живопись П.П. Кончаловского, Р.Р. Фалька, А.Н. Самохвалова, Ю.И. Пименова, А.А. Дейнеки, Н.М. Ромадина, Г.Г. Нисского, А.А. Мыльникова, Н.И. Нестеровой, Т.Г. Назаренко; скульптура Г.И. Мотовилова, Е.В. Вучетича, И.Г. Фрих-Хара, В.Е. Цигаля; графика А.А. Осмеркина, Н.Н. Купреянова, Л.В. Сойфертиса, А.И. Кравченко, В.А. Фаворского.
В современных условиях стратегия собирательской деятельности ИОХМ основана на дарственных поступлениях от художников, скульпторов, наследников, меценатов, частных лиц. Избранные работы из новых поступлений ежегодно представлены на выставке «Приношу в дар музею…».