Январь | Апрель | Июль | Октябрь |
Февраль | Май | Август | Ноябрь |
Март | Июнь | Сентябрь | Декабрь |
Символизм и модерн |
Древний Египет |
Искусство начала XX в. |
Русский авангард |
Древняя Греция, Рим |
Соцреализм |
Выставка «XX век. Монтаж» - это экспериментальный долговременный проект, решающий проблему недостатка выставочного пространства. Многочисленная по составу, громким именам, разнообразная по видам и жанрам коллекция современной отечественной живописи ранее не была в должном объеме показана. Публика получит возможность увидеть немалую часть того, что было скрыто в запасниках и опровергнуть образ музея – «кладбища» культурных ресурсов, превращенных в безликий набор единиц хранения.
Первоклассные образцы искусства и малоизвестные имена от модерна и символизма до русского авангарда, соцреалистический мир «до и после войны» расположились в залах, предназначенных ранее для классического искусства. Многие представленные здесь работы хорошо знакомы зрителю по прежней постоянной экспозиции и крупным выставочным проектам нулевых («Русский Манчестер. Текстиль в контекстах», «Девушка моей мечты», «Утопический город» и др.). Такой подход очень важен, - постоянный «круговорот» вещей в проектах дает право каждому предмету обрести свой индивидуальный голос.
Выставка создана проектным методом. В техническом, прикладном смысле «Монтаж» - это соединение, совмещение разных элементов в единой конструкции. Такими конструктивными визуальными элементами в проекте становятся различные виды изобразительного искусства – живопись, рисунки, графика, технические чертежи, фотографии, скульптура. С другой стороны, принцип монтажа объединяет в едином художественном проекте представителей различных творческих течений и художественных группировок («Голубая роза», «Мир искусства», «Бубновый валет», «АХРР», «ОСТ», Союз художников СССР и пр.). Однако это не классическая история искусства XX века, не летопись различных творческих течений и группировок в строгой академической последовательности, а кураторская версия анализа российского художественного процесса двадцатого столетия с акцентированным вниманием к местной, ивановской культурной ситуации. Такой прием – своего рода монтаж в кинематографическом измерении, когда из единой ленты «хроники искусства» берутся отдельные яркие, стильные «куски».