Коллекции

Агитационный фарфор

Музейное собрание фарфора весьма многочисленно – чайная и столовая посуда, сервизы, декоративные вазы, фарфоровая пластика малых форм (статуэтки). Представлены десятки европейских, русских и советских фарфоровых предприятий, фарфор Китая и Японии. Коллекция дает представление о типичных и выдающихся для своего времени произведениях, их стилевых особенностях на протяжении XVIII - ХХ столетий.

Совсем небольшая по численности, но ценная по художественно-исторической значимости – коллекция агитационного фарфора. Агитационный фарфор, или «тарелки революции», как их называли тогда современники, воплотил жизнестроительные концепции русского авангарда и был призван через преобразование предметной среды воздействовать на сознание советского человека.

Вениамин Белкин. 1884-1951

Тарелка с агитационной надписью «Благославенен труд свободный». 1920
Из собрания ИОХМ


Эскизы росписей посуды создавались на Государственном фарфоровом заводе (бывшем Императорском фарфоровом заводе) с 1918 по 1925 годы. Среди известных художников – Сергей Чехонин, Николай Суетин, Владимир Татлин, Казимир Малевич. Работали в основном на так называемом «белье» - белом, не расписанном фарфоре, сохранившемся на складах ИФЗ. Агитационный фарфор выпускался небольшими тиражами чуть более 300 экземпляров. И предназначался, главным образом, для экспонирования на зарубежных выставках, представляя новую культуру молодого советского государства. Сейчас это уникальное искусство высоко ценится во всем мире.

Рудольф Вильде. 1868-1942

Тарелка с агитационным лозунгом «Да здравствуют Советы». 1925
Из собрания ИОХМ


Агитационный фарфор представлен в собрании художественного музея именами Рудольфа Вильде, Натальи Данько, Вениамина Белкина, а также анонимными авторами. На расписанных или созданных по их эскизам тарелках, чашках, блюдах – портреты вождей революции, символы и лозунги («Пролетарии всех стран соединяйтесь», «Кто не работает, тот не ест», «Благословен свободный труд», «Да здравствуют Советы»), изображение главных советских государственных эмблем – шестерни, серпа и молота.

Неизвестный художник

Блюдце и чашка с портретом В.И. Ленина. 1922
Из собрания ИОХМ


Одна из самых интересных вещей – чашка и блюдце к 5-летнему юбилею создания Красной Армии – датируется 1922 годом. На чайной паре изображены В.И. Ленин, красная звезда, серп и молот, глобус, шагающие строем красноармейцы в буденовках, здание фабрики. Портрет В.И. Ленина выполнен по рисунку Натана Альтмана (1889-1970), яркого представителя авангардных течений начала ХХ века и одного из немногих художников, который после революции получил возможность делать рисунки вождя непосредственно с натуры, а не из газетных фотографий. В 1920 году он выполнил скульптурный портрет В.И. Ленина, в 1921 – графические портретные зарисовки, одна из которых была воспроизведена в росписи чашки и является первым опытом изображения Ленина на агитационном фарфоре.

Назад