Январь | Апрель | Июль | Октябрь |
Февраль | Май | Август | Ноябрь |
Март | Июнь | Сентябрь | Декабрь |
Bыставку открывают произведения искусства, созданные на рубеже XIX и XX столетий. Главная задача при создании образа зала – отразить сложный и противоречивый образ эпохи, которую называют эпохой русского культурного ренессанса, когда происходит творческий подъем во всех областях культуры – поэзии, музыке, театре, изобразительном искусстве. Читать/скрыть текст
Искусство России начала ХХ столетия – своего рода огромный котел, где в тесном симбиозе, во взаимных пересечениях и влияниях «перевариваются» самые разные идеи, направления, стили, течения. Наиболее значительными явлениями в русском искусстве были возникшие еще в конце XIX столетия импрессионизм - художественное направление (К. Коровин), символизм - идейно-художественное, религиозно-философское и эстетическое течение (В. Борисов-Мусатов, М.А. Врубель) и универсальный стиль эпохи - стиль модерн, который охватил все области, виды, жанры изобразительного искусства – архитектура, ДПИ, книжная графика, монументальное, религиозное искусство и пр. (Б.Д. Григорьев).
Начало ХХ столетия называют не только эпохой культурного ренессанса, но и периодом декадентства (декаданса), «упадничества». Художники, поэты, философы проникались пессимистическими, апокалипсическими настроениями, мир виделся им тревожным и неблагоустроенным, ими овладевали предчувствия надвигающихся катастроф. На смену позитивному отношению к действительности, желанию переделать мир к лучшему приходит символизм с его с уходом в фантастику, ирреальность, символику и мистику. Символизм на первый план выдвигает поэтическое иносказание как главный прием творчества, его излюбленные темы - трагическое одиночество и фатальность; недоступная, недосягаемая красота и женственность, ее гибельное очарование; ожидание необычных событий. Отсюда – тяготение к сказочным, аллегорическим, мифологическим сюжетам, или к образам, связанным с воспоминаниями о прошлом или неопределенным предчувствием будущего. Театрализация действительности, переходящая на живописный холст, возрастание интереса к сценографии (Н. Сапунов, С. Судейкин, А. Головин). Наблюдается тенденция к усложнению и рафинированности художественной формы. Это эпоха крайнего индивидуализма в творчестве, эйфории от внутренней свободы творчества, свободы самовыражения в искусстве. В то же время возникают и одновременно существуют множество творческих группировок, художественных объединений («Мир искусства» - К.А. Сомов, А.Н. Бенуа; «Голубая роза» - Н. Милиоти, М. Сарьян), - каждое из них по-своему определяло роль и место искусства в жизни, искало универсальный стиль эпохи.
Следует особо отметить, что в России культурный ренессанс произошел в атмосфере приближающихся исторических потрясений: от наступления научно-технического прогресса, ломающего привычные представления человека о конструкции мира, до мировых войн и революций, драматическим образом изменивших уклад человеческой жизни, систему ценностей. В связи с этим ключевой момент в создании экспозиции зала: принципиальное включение в привычный музейный художественный ряд (живопись, графика) технических чертежей знаменитого изобретателя Николая Бенардоса (более 200 изобретений; создатель «электрогефеста» - дуговой электросварки; долгое время жил и работал в Лухе). Изобретения связаны с темой войны; именно они в дальнейшем будут определять сознание современников.
Страницы: 1 2
1 2 Экспозиция