Январь | Апрель | Июль | Октябрь |
Февраль | Май | Август | Ноябрь |
Март | Июнь | Сентябрь | Декабрь |
Произведения многих художников первого десятилетия XX века, несмотря на перемены, происходящие в сфере изобразительного искусства, по-прежнему рассказывали зрителю об очаровании природы, о гармоничном мире человека, о безмятежной жизни. Художественное направление, объединяющее представленные в зале произведения - так называемый поздний русский имперссионизм с его ярко выраженным «деревенским» характером (сельский пейзаж, сцены из крестьянской жизни). Читать/скрыть текст
Художников объединяет принадлежность к Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). За три десятилетия существования пейзажного класса в МУЖВЗ преподаватели Саврасов, Поленов, Левитан, Серов, Коровин, сменяя друг друга, сохранили преемственность, создали новую школу пейзажной живописи. Таким образом, к началу XX века в Москве появилась новая художественная школа из числа бывших воспитанников МУЖВЗ, которые в 1903 году объединились в Союз русских художников (просуществовал до 1923 года). Среди «союзников» были: Григорий Бобровский, Сергей Виноградов, Петр Петровичев, Николай Крымов, Игорь Грабарь.
Условно их творчество можно обозначить как «живописный реализм». В отличие от мирискуссников, которые черпали сюжеты из игры фантазии и воображения, живопись этого круга исходит из натуры, но пропущенной через эмоции. Живописные средства были унаследованы в опыте русской и западной живописи конца XIX века – это русский вариант импрессионизма – не просто непосредственность и свежесть восприятия натуры, но и любовная поэтизация национальных образов.
«Сквозные» темы зала - патриархальная жизнь русской провинции, ее доверительность и простота, ее безмятежность (М. Пырин, Б. Кустодиев). Тишина и покой, умиротворенность, философская задумчивость и символическое прочтение природного мотива (И. Нефедов).
Для многих живописцев пейзаж был привлекателен своей несоциальностью; он казался идеальной средой не быта, но бытия. Природа в этих картинах словно замерла; над всем господствует поэтически-созерцательное, задумчивое состояние. В 1900-1910-е годы любимыми мотивами были старые усадьбы (Дм. Щербиновский, В. Соколов), ясные, простые и скромные уголки русской природы. Тема соизмеримости чувств и переживаний человеческой души и мира природы звучит в творчестве Михаила Нестерова (его картина «Лето», созданная в 1905 году - не событие и не действие, а некое состояние); в этюде известного только музейным специалистам картине художника Николая Холявина (который, тем не менее, смело выдерживает сопоставление с пейзажем именитого мастера К. Сомова).