Рим. Помпеи. I в. н.э.Петух Мозаика. 45.5х33
Рим. III в. н.э.Неизвестный мастер Портрет Фаустины II Мрамор
|
Мозаики «Петух» (создана во времена династии Флавиев 69 -96 гг. н.э.) и «Горгона Медуза» – гордость музейной коллекции, редкие образцы римских полихромных мозаик. Тонкое чувство меры свойственно неизвестным мозаичистам. Пользуясь незначительным количеством оттенков цвета, художникам удалось добиться высокой живописности их звучания.
Одним из высших достижений искусства Древнего Рима является скульптурный портрет. Римские мастера точно фиксировали внешнее сходство, возрастные и этнические особенности, характер своих моделей. В III веке н.э. наблюдается последняя вспышка реализма в скульптурном портрете. Замечательное произведение этого периода - мраморный портрет Фаустины II, выполненный неизвестным мастером. Исполненный очарования неповторимого индивидуального облика человека, портрет Фаустины свидетельствует о жизненности эллинистической пластической традиции, своеобразно претворенной на почве римской культуры.
Распространенными предметами римского погребального культа являются мраморная урна для пепла (II - III вв. н.э.) и надгробные стеллы из известняка (I - II вв. н.э.). О повествовательном характере римского рельефа можно судить по мраморному детскому саркофагу (II в. н.э.). Рельеф на стенках саркофага изображает борьбу амазонок с римлянами.
В римском разделе экспозиции представлены также различные предметы домашнего обихода: прославленная краснолаковая керамика времен императора Августа с острова Самос, недорогая глиняная посуда, терракотовые статуэтки, маски, светильники, гипсовые украшения саркофагов, предметы из металла и стекла.
Терракоты римского времени сделаны схематично, небрежно, наспех. А между тем многие из них изображают богов. Наиболее почитаемыми всегда были божества плодородия. Протомы – погрудные изображения женского божества – часто представляют богиню царства мертвых Кору. Кибела – Великая матерь богов, богиня материнской силы, «владычица зверей» представлена статуэткой, которая изображает ее торжественно сидящей на троне с культовым символом в руке – черным камнем, подчеркивающим желание предотвратить поражение во 2-ой Пунической войне. Любимец Кибелы - бог-юноша Аттис - страж ее храма изображен в виде всадника на коне.
Экспозиция дает представление о разнообразии греческого и римского искусства, преемственности традиций и основных этапах его развития на примере лучших образцов музейной коллекции древностей.
|