|
Наиболее интересными культовыми памятниками, представленными в экспозиции, являются мумия знатной египтянки (1-ая пол. I тыс. до н.э.), деревянный антропоидный расписной саркофаг щитоносца Анхефа ХХI египетской династии (1085-950 гг. до н.э.), канопы - конусообразные сосуды для хранения мумифицированных внутренностей человека и крышки каноп. С обрядом захоронения связаны и небольшие фаянсовые статуэтки ушебти в форме спеленутой мумии и скульптурные изображения священного жука скарабея, изображения которого клали умершему на сердце, чтобы оно на загробном суде не свидетельствовало против своего хозяина. |
Египет. Поздний династический период или период ПтолемеевБогиня Исида с Гором Алебастр 24.4x7.7x12.7
|
Особый раздел древнеегипетской скульптуры составляют статуэтки богов. Пантеон египетских богов был многочислен и разнообразен. Важное место в нем отводилось великой триаде: Осирису, Исиде и Гору. Осирис – в египетской мифологии бог умирающей и воскресающей природы, главный судья загробного мира и царь мертвых; Исида – богиня плодородия, воды, ветра и мореплавания, символ женственности, семейной верности; Бог света Гор, сын Осириса и Исиды, почитался в виде сокола или человека с головой сокола. Верховным египетским богом считался Амон, изображаемый в виде человека в короне из страусовых перьев. Амон, подобно фараону, назывался царем Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта. Большинство из экспонируемых статуэток богов, священных животных и амулетов относится к позднему периоду египетской истории, характеризующемуся развитием мелкой пластики, главным образом ко времени правления XXVI Саисской династии (VII- VI вв. до н.э.). Многие амулеты изображают богов. Амулеты отливали в формах, а в некоторых случаях дополнительно обрабатывали резцом. Печати в форме священного жука скарабея также выполняли и роль амулета.
|
Египет. XIII династияСтатуэтка мужчины. Фрагмент Гранит. 10.4x9.9x6.7 |
Образцом круглой египетской скульптуры является фрагмент статуэтки мужчины (XIII династия), высеченной из черного гранита. Свойственная даже скульптуре малых форм монументальная величественность, подчеркнутая бесстрастием и отвлеченностью обобщенно трактованных лиц, с периода Среднего царства дополняется большей конкретностью образа, выделением индивидуальных черт.
В экспозиции представлены изделия художественного ремесла из камня, фаянса, дерева, металла. Предметами туалета египетским женщинам, внимательно следившим за своей внешностью, служили бронзовое зеркало и сосуды из алебастра и оникса, относящиеся к Среднему и Новому царствам. Мастером периода Нового царства создан подлинный шедевр камнерезного искусства – косметическая баночка из голубого оникса. Для периода правления XXVI Саисской династии характерен алабастр – сосуд для ароматических веществ с удлиненным туловом, двумя маленькими ручками, закругленным дном и широким плоским венчиком. |