Стилевое разнообразие, соперничество двух основных направлений: реализма и модернизма – характеризует изобразительное искусство 1920-х-начала 1930-х годов.
Дейнека Александр Александрович. 1899-1969Футбол. 1928 Бумага, акварель, 32.8х29.9 |
Кустодиев Борис Михайлович. 1878-1927Портрет Татьяны Николаевны Чижовой. 1924 Холст, масло, 98х80.5 |
Ассоциация художников революционной России (АХРР) продолжала идейные и эстетические традиции оставшегося в прошлом Товарищества передвижных художественных выставок. Общество художников-станковистов (ОСТ) под влиянием западного экспрессионизма стремилось придать искусству энергию и активность (темы спорта, индустриализации, ощущение радости жизни и созидательного труда).
|
Самохвалов Александр Николаевич. 1894-1971Девочка с яблоком. 1928 Холст, смешанная техника, 91х84 |
Лабас Александр Аркадьевич. 1900-1983Противовоздушная оборона. 1932 Холст, масло, 89х102 |
Различных по своим художественным идеям и методам художников объединяли альтернативные общества «Маковец», «Московские живописцы», «Четыре искусства», «Бытие». В музее собраны произведения известных живописцев этого времени (А.Н. Самохвалов, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, П.В. Кузнецов, Р.Р. Фальк, Д.П. Штеренберг, А.А. Лабас, К.К. Зефиров). Возглавляет живописную галерею неофициальный символ музея - «Портрет Татьяны Чижовой» (1924) кисти Б.М. Кустодиева – эталон женщины Нового Мира, образ советской Венеры, одновременно монументально-решительный и рафинированно-стильный. Не менее ценно графическое собрание этого периода – рисунки выдающихся мастеров ленинградской и московской школ (Г.С. Верейский, Н.Н. Купреянов, Е.Е. Лансере, А.Ф. Софронова, М.К. Соколов, П.П. Соколов-Скаля, А.А. Дейнека). |
Евстафьева Ольга Александровна. р. 1936Разговор Металл, литье, 29х74х20 |
Модоров Федор Александрович. 1890-1967Портрет председателя колхоза Е.А. Молчановой. 1943 Холст, масло, 59х75 |
Искусство 1930-начала 1950-х годов характеризуется подавлением многообразия и господством идейно монопольной культуры, доминированием метода социалистического реализма. С той или иной степенью убежденности им руководствовалось большинство мастеров, обратившихся к «актуальным темам современности». Лирико-романтический вариант соцреализма, в котором господствует оптимизм и жизнеутверждающее начало, позитивное отношение к миру, широко представлен в собрании ИОХМ произведениями титулованных художников и скульпторов (С.В. Герасимов, А.М. Грицай, В.П. Ефанов, Ф.А. Модоров, Ю.И. Пименов, Н.А. Пластов, Н.М. Ромадин, В.В. Нечитайло, Г.И. Мотовилов, Е.В. Вучетич). |