Русская лаковая живопись – уникальное явление мировой художественной культуры. Вобрав в себя наработанные веками достижения лакового искусства Запада и Востока, она обогатила их национальным опытом и самобытностью.
В художественном музее представлено четыре центра русской лаковой миниатюры – Федоскино, Мстера, Палех и Холуй.
Эталонная часть собрания – работы мастеров Палеха. В прошлом Палех был известным центром иконописи Владимиро-Суздальского края. В 1924 году бывшие иконописцы основали Артель древней живописи и явились родоначальниками нового искусства – росписи миниатюрных лаковых коробочек из папье-маше. Это искусство унаследовало стилистические традиции иконописной культуры – условность изображения, гибкость и плавность линий, своеобразные формы архитектуры, пейзажа, орнамента.
Голиков Иван Иванович. 1886-1937Красный пахарь. 1927 Коробочка. Палех. Папье-маше, темпера, лак, 8,2х5,4х4,2 |
Парилов Николай Михайлович. 1891-1962Чапаев в бою (Сломихинский бой). 1935 Шкатулка. Палех. Папье-маше, темпера, лак, 8,2х5,4х4,2 |
В коллекции музея хранятся классические произведения нескольких поколений лучших палехских мастеров – от первых художников И. Голикова, И. Зубкова, А. и В. Котухиных, И. Маркичева, И. Вакурова, А. Дыдыкина, И. Баканова, до современных авторов, чья творческая зрелость пришлась на вторую половину ХХ столетия. |
Баженов Павел Дмитриевич. 1904-1941Царь Салтан. 1934 Коробочка. Палех. Папье-маше, темпера, золото, лак, 9х17,3х4,3 |
Солонин Сергей Дмитриевич. 1892-1952Праздник урожая. 1938 Пластина. Палех. Папье-маше, темпера, лак, 8,8х28 |
Это миниатюрные лаковые шкатулки, коробочки, ларцы, декоративные панно и пластины, ювелирные украшения, росписи по фарфору и мебели. «Золотой фонд» собрания - работы 1920-30-х годов, когда новый стиль Палеха только формируется, налаживается технология изготовления миниатюры (применение папье-маше и лака, приемы росписи темперой с последующей росписью золотом и полировкой), определяется основной круг тем и сюжетов (фольклор, тема крестьянского труда, революционная романтика, русская классическая литература и поэзия, «тройки», «битвы» и «жар-птицы»). |
Баканов Иван Михайлович. 1878-1936Игра в чехарду. 1929 Пудреница. Палех. Папье-маше, темпера, золото, серебро, лак, 9,9х2,6 |
Несмотря на общность стилистических приемов, каждый миниатюрист обладает творческой индивидуальностью, каждая вещь в коллекции рукотворна и уникальна. Постижению палехского искусства через интеллектуальную и стилевую свободу художника посвящены ежегодные выставочные проекты музея. |