Коллекция русской живописи XVIII – начала XX вв. включает более 400 произведений крупнейших мастеров. Она позволяет во всей полноте отразить эволюцию национального искусства, проследить логику развития художественной культуры России, различных стилей, направлений и течений изобразительного искусства – барокко, классицизма, ампира, сентиментализма, романтизма, импрессионизма, модерна, символизма.
Рокотов Федор Степанович. 1735-1808Портрет неизвестной в белом платье с розовым бантом. 1776 холст, масло, 57,8х46,3 |
Антропов Алексей Петрович. 1716-1795Портрет цесаревича Павла Петровича. 1761 холст, масло, 60х45 |
Русское искусство XVIII века представляет, прежде всего, портретный жанр. Тенденции к преобладанию в живописи светского начала, возросший интерес к человеческой личности, ее неповторимому внешнему облику и духовному миру нашли отражение в парсуне: «Портрет царя Алексея Михайловича» (неизвестный художник), А. Антропов «Портрет цесаревича Павла Петровича», М. Шибанов «Портрет Г.Г. Спиридов».
Расцвет национального портретного жанра демонстрируют работы крупнейших мастеров второй половины XVIII столетия Ф. Рокотова («Портрет неизвестной в белом платье с розовым бантом») и Г. Левицкого («Портрет Губарева»), отразившие сложение классицистических идеалов. Элементы сентиментализма и психологизма нашли выражение в холстах В. Боровиковского («Портрет неизвестного») и С. Щукина («Портрет Павла I»).
|
Алексеев Федор Яковлевич. 1753-1824Вид Биржи в Петербурге. 1817 холст, масло, 73х110 |
Матвеев Федор Михайлович. 1758-1826Озеро Альбано. 1823 холст, масло, 60х73.5 |
Господствующий стиль в русском искусстве начала XIX в. – классицизм, представлен образцами пейзажной живописи – картинами Ф. Алексеева («Вид Биржи в Петербурге») и Ф. Матвеева («Озеро Альбано»). Ведущий жанр академического классицизма – историческая картина. В коллекции музея она представлена копией с конкурсной работы К. Брюллова «Явление Аврааму трех ангелов», выполненной Ф. Моллером. |
Моллер Федор Антонович. 1812-1875Портрет Николая Васильевича Гоголя. 1840 холст, масло, 58х58.5 |
Федотов Павел Андреевич. 1815-1852Вдовушка. 1851 холст, масло, 57.5х44.4 |
В первой половине XIX века в русской культуре развивается романтическое направление. Основные его черты, - эмоциональная взволнованность, героическая приподнятость наряду с присутствием элементов классической гармони, - нашли свое отражение и в пейзаже (Щедрин С. «Лунная ночь в Неаполе»), и в портрете (Брюллов К. «Портрет директора Почтового департамента Ф.И. Прянишникова», Моллер Ф. «Портрет Николая Васильевича Гоголя»). Гордость музейной экспозиции составляют произведения ведущего представителя русской портретной школы первой половины XIX в. В. Тропинина («Мальчик со щегленком», «Портрет князя В.А. Черкаского», «Старый солдат»). Жемчужина живописной коллекции музея – первый вариант картины «Вдовушка» кисти П. Федотова. |