Январь | Апрель | Июль | Октябрь |
Февраль | Май | Август | Ноябрь |
Март | Июнь | Сентябрь | Декабрь |
В коллекции музея хранится обширное собрание религиозной скульптуры из стран Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии – Японии, Китая, Тибета, Монголии, Индии. Миролюбивый синкретизм религиозного пантеона этих стран (даосизм, конфуцианство, синтоизм, индуизм, буддизм, ламаизм) обусловил многообразие представленных в нем культов и богов.
Бог Ганеша.Индия. XIX в.Мрамор, резьба, роспись, 18х10х5,4 |
Фигуры божеств высотой от 5 до 79 сантиметров выполнены из бронзы, дерева, кости, мрамора, алебастра, мыльного камня, глины, фарфора.
Образцы храмового искусства Индии и небольшие статуи, предназначенные для домашних алтарей, вырезаны из белого мрамора и подкрашены краской и золотом. Это изваяния главных индуистских богов: Брахмы, Шивы, Вишну, их божественных супруг Умы, Дурги, Лакшми, Ганги, бога с головой слона и телом человека Ганеши.
Японские синтоистские священные бронзовые зеркала и домашние алтари посвящены душам умерших предков. Внутри киотов из дерева, покрытого черным лаком, находятся золоченые фигурки священных животных или божеств, дощечки с их именами.
Китай. Мастерские Гуанчжоу. Династия Цин. XIX век.Яо-ван, божество-покровитель медицины.Фарфор, роспись эмалевыми красками в гамме «зелёного семейства». 39х23,3х14 |
Китайская даосская скульптура представляет богов-покровителей, патронирующих различные ремесла и сферы человеческой жизни: божества долголетия, счастья, богатства, благополучия, медицины, монахи и мудрецы, священные животные.
Монголия. XIX век.Бегдзе (Джамсаран), ламаистский докшит, бог войны.Медь, литье, пигменты. 39х14х33 |
Монгольская буддийская пластика – это выполненные в технике литья по утраченной восковой модели бронзовые фигуры Будды Шакьямуни, Цзонхавы, Амиды, Майтрейи, Авалокитешвары и его женских эманаций – Белой, Желтой и Зеленой Тары (божества сострадания и милосердия).
В тибетском ламаизме философия буддизма переплетается с народно-бытовой религиозностью, где важное место занимает культ докшитов – свирепых защитников и охранителей веры. К числу таких изображений относятся бог богатства Вайшравана, устрашающее божество войны Бегдзе, гневный Хаягрива, владыка царства мертвых Яма.
Китай или Тибет. XIX век.Ламаистская храмовая скульптура в форме лотоса.Бронза, литьё, гравировка, золочение. 45х25,2х16,6 |
Среди комплекса алтарных предметов редкой роскошью, тонкостью художественной работы отличается бронзовый лотос – объект ламаистского культа. Его высокий прочный стебель символизирует мужское начало, а раскрытый бутон является аналогом женского лона как места зарождения жизни. В центре цветка – божество со своей шакти, вступающие одновременно в мистический и плотский союз, цель которого – достижение полного единения и наивысшего блаженства, нирваны. Золоченая поверхность лотоса сплошь заполнена четко проработанным рельефом: божества и бодхисатвы, фигурки фантастических животных и птиц, буддийская символика.