Штенглин Иван. 1710-1770С оригинала Гроота. Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны. 1748 Бумага, резец, 55,0х42,3; 49,4х34,7 |
Соколов И.А. 1717-1757Герольд в своем уборе. Лист из книги Коронование Елизаветы Петровны. XVIII в. Бумага, резец, 42,3х30,7; 39,6х24,3 |
Среди них - талантливый гравер И.А. Соколов. В его работах намечаются черты нового мироощущения эпохи – эмоциональность, утонченность и изящество, заметные как в технике гравирования, так и в самих образах. |
Берсенев И.А. 1762-1789Мария Магдалина. XVIII в. Бумага, резец, 52,8х41,6; 32,2х25,4 |
Козловский М.И. 1753-1802Апемес живописец избирает лучшую модель для изображения своей Венеры 18 Бумага, карандаш, 24,5х34,1 |
Наиболее полно в собрании музея представлена русская гравюра второй половины XVIII-начала XIX века – работы Е.Г. Виноградова, И.А. Берсенева, А.А. Осипова, И.А. Селиванова, Е.П. Чемесова, П.И. Масловского – профессионалов, получивших образование в граверном классе Академии художеств. Это по большей части репродукционная портретная гравюра, когда мастера работали с живописных образцов европейских художников.
Из оригинальных произведений можно отметить гравюры на античные сюжеты, созданные по собственным рисункам знаменитым скульптором М.И. Козловским. Динамика масс и сложность силуэтов этих многофигурных композиций близки к скульптуре барокко.
|
Эйхлер М.Г. 1742-1818Вид города Москвы, снятый с балкона Императорского дворца по правую сторону. 1797 Бумага, офорт, 48,3х72,3; 38,8х66,3 |
Уткин Н.И. 1780-1863С оригинала Кипренского О.А. (1782-1836). Портрет А.С. Пушкина. Бумага, резец. |
В собрании представлена ландшафтная гравюра конца XVIII – начала XIX века. Сентиментально-классическое восприятие природы в произведениях С.Ф. Галактионова и И.В. Ческого сочетается с техникой резца с его четкостью и чистотой линии и штриха. Работа «Вид Москвы с балкона по правую сторону» выполнена немецким мастером М.Г. Эйхлером по оригиналу Ж. Делабарта, который создал одну из самых популярных серий видов Москвы конца XVIII века.
Соединение легкости, воздушности и классицистической ясности рисунка нашло отражение в «Портрете А.С. Пушкина», исполненном известным гравером Н.И. Уткиным по живописному оригиналу О.А. Кипренского для альманаха «Северные цветы».
Во второй четверти XIX века русская гравюра развивалась в сторону предельного обобщения формы, сочетавшимся с лирическим началом, что привело к появлению так называемой очерковой гравюры. Очерком выполнены Ф.П. Толстым иллюстрации по собственным рисункам к поэме И.Ф. Богдановича «Душенька» (1829).
|