Начало собранию древнерусского искусства было положено в 1920-1930 гг. Иконы и предметы религиозного культа поступали из закрывавшихся храмов города и области, национализированных коллекций Н.П. Рузского, Д.Г. Бурылина, Г. П. и П.Г. Миндовских, а также из собраний музеев Владимира и Ростова. Часть икон была передана в 1950 г. после чистке дна реки Уводи.
Музейная коллекция икон позволяет проследить развитие иконописания с XVI по XX вв., познакомиться с различными художественными школами - московской, строгановской, северными письмами, школами городов Поволжья, иконописными центрами Владимиро-Суздальского края (Палех, Мстёра, Холуй). Сюжеты икон разнообразны: христологическая и богородичная тематика, библейские и евангельские сказания, изображения святых, мучеников и страстотерпцев, а также религиозные притчи и редкие иконографические изводы.
Афон.Снятие со Креста. XVI в. Дерево, темпера, 45,2х31,7х2,5 |
Русский Север.Деисус. Начало XVI в. Дерево, темпера, 34,4х98,3х2,5 |
Двусторонняя икона.Богоматерь с младенцем. Никола. Начало XVI в. Дерево, темпера, 51,7х39,8х2,4 |
Древнерусское искусство XVI в. представлено рядом замечательных произведений: поствизантийским образом «Снятие со Креста», выносной двусторонней иконой «Богоматерь с младенцем. Никола», иконой вологодского письма «Богоматерь Иерусалимская», московскими - «Явление Богоматери Сергию», «Четырехчастная». К северным письмам принадлежит икона «Деисус», аскетичная по цветовому и ритмическому звучанию.
|
Нижний Новгород.Благоразумный разбойник. Северная дверь иконостаса. Конец XVII в. Дерево, темпера, 200х69х4 |
ПалехИоанн Богослов и Прохор на Патмосе. Вторая половина XVIII в. Дерево, темпера, 31,5х27,5х3,5 |
Нижний Новгород.Князь Константин. Конец XVI - начало XVII вв. Дерево, темпера, 177х71,8х3 |
К строгановской иконописной школе со свойственной ей миниатюрностью письма, узорочьем, изысканностью пластики относятся две иконы конца XVI-начала XVII вв. с изображением избранных святых. Искусство городов Поволжья - Ярославля, Нижнего Новгорода, Костромы - отражено в иконах XVII в. монументального и камерного звучания: «Богоматерь Камень Нерукосечной Горы», «Троица Новозаветная», «Князь Константин», «Благоразумный разбойник», «Иоанн и Прохор на Патмосе» и др.
|