Юбилейные годы рождения и памяти поэта неизменно вызывают к жизни творческие проекты, посвященные его персоне. Портреты – на холсте, бумаге, в бронзе, фарфоре и мраморе вновь появляются к знаменательным датам, пополняя немногочисленную галерею его прижизненных образов, среди которых, увы, нет только фотографии.
Произведения Пушкина – поэзия и проза – вдохновляют новые поколения авторов на создание иллюстраций в самых разнообразных техниках и стилях. Благодаря усердию художников, скульпторов, издателей многие музеи могут так или иначе продемонстрировать «своего» Пушкина. Художественный музей – не исключение.
Выставка объединила все коллекции — живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, скульптуру и печатные издания. Её смело можно было бы назвать «многоликий Пушкин». Здесь представлены разные варианты облика героя – от «классических» образов в гравюрах Н.И. Уткина (повторение знаменитого портрета кисти О.А. Кипренского), Н.А. Павлова, рисунке Н.П. Секирина до андеграундных интерпретаций внешности поэта Е.Н. Куваевым, А.О. Флоренским или, в жанре примитива, Г.В. Блиновым. Особый интерес представляет малоизученный цикл пушкинских гравюр Ю.М. Непринцева. Автор показывает нам очень живого, переменчивого Пушкина на «качелях эмоций» – от игривого «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» до гневно противостоящего мощной стихии.
А.С. Пушкин известен и как оригинальный рисовальщик, умевший росчерком пера не просто добиться сходства, но и передать характер. Экспозиция была бы неполной без книжных изданий, хранящихся в библиотеке музея. В одном из них можно увидеть, как поэт – довольно самокритично! – начертал свой карандашный портрет. Художники будущих поколений гораздо более комплиментарны. В исполнении Н.А. Кузьмина, В.Е. Колобова, Нади Рушевой, В.А. Фаворского Александр Сергеевич – романтический герой. Не столько человек, сколько «образ времени», озарённый светом своих произведений.
В экспозиции Пушкин предстаёт и в разных социальных ролях — ученик и «учитель», друг, соратник, критик, спорщик, наконец, житель двух столиц. Темы «Пушкин и его окружение», «Пушкин и эпоха», «пушкинские места» представлены работами В.Ф. Алексеева, И.К. Ведерникова, Н.Г. Гольц, Ю.Н. Гунякова, И.А. Иванова, Л.Ф. Федотьевой, В.И. Хазова.
Литературное наследие Пушкина мы находим в иллюстрациях Е.А. Кибрика (представленные на выставке работы знаменуют новый этап в творчестве мастера, именуемый «постфилоновским») и В.А. Фаворского (издание «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина с его работами считается одним из лучших образцов книжного искусства XX века).
Сказки Пушкина — очень популярная тема в творчестве палехских мастеров. Сюжеты «Сказки о царе Салтане», «Сказки о рыбаке и рыбке», поэмы «Руслан и Людмила» украшают пластины, ларцы, шкатулки 1930-х до 1970-х гг. выдающихся авторов — М.П. и И.П. Вакуровых, П.Д. Баженова, А.А. Дыдыкина, В.Ф. Морокина, Н.И. Голикова.
Погружаясь в «пушкинскую» тему, мы понимаем, как права была Анна Андреевна Ахматова — он «победил и время, и пространство».
Виктория Солнцева
|