ПОСЛЕ ДОЖДЯ…
Это как сон: летний дождь улетел черными грозовыми тучами, оставив разноцветную дугу в сини неба, прозрачные лужи на дорогах и обострив все звуки, запахи и краски. Ты мчишься по лужам босиком, как ветер, согретая солнцем, и мокрая трава щекочет подошвы. Веселая и беззаботная – к парному молоку, свежему хлебу из печи и спелым ягодам любимого сада. И неизменно мама и папа рядом - молодые, красивые и невероятно счастливые. Их мастерская для тебя – место творения волшебства: смотреть-не насмотреться и не разгадать секрета, как из-под кисти на холсте возникает сюжет, живущий и обретающий смысл и красоту…
Не знаю, задумывалась ли Елена Родионова над тем, когда и как это случилось: в какой момент она поняла, что получила прививку искусством, напиталась атмосферой творчества, усвоила уроки великих мастеров Нины и Валерия Родионовых и получила родительское благословение на свой путь в искусство. Скорее всего, думаю, это произошло естественно, просто, само собой, потому что не могло быть иначе.
Промчались годы, как тот летний дождь из детства… Он догонял ее в Москве, в Суриковке, и дальних странах, где другие большие мастера правили и гранили ее талант.
Думаю, поначалу было не просто: соответствовать той высокой планке, заданной родителями, быть непохожей ни на кого и узнаваемой, признанной. И каждая работа при этом - как экзамен: что сказала бы мама и как оценил отец…
Елене Родионовой, носителю известной фамилии, уже удалось главное – она заслужила ИМЯ – трудом и талантом, силой характера и любви. Искусство стало ее судьбой.
Экспозицию составили работы как убедительные иллюстрации разнообразных графических техник, которыми она владеет в совершенстве (акварели, темперы, листы в смешанной технике, карандашные рисунки), и главной темы художника в разные годы взросления и становления: пейзажи и натюрморты, в самих названиях которых намеренно подчеркнут действенно-бытовой аспект («Липы. Деревня Шуринцево» (1985), «Дорога» (1987), «Маяк Шпанберга. Остров Шикотан» (1989), «Рябина и яблоки» (2005), «Прялка и кринки» (2005), «Случайный натюрморт» (2021). Названия, скупые на эмоции и без красивостей, как бы условны и не несут и сотой доли того, что искушенный взгляд способен разглядеть. Это развернутые до эпического звучания пейзажи безупречного колористического решения и виртуозные предметные композиции выверенного баланса, меры и вкуса. Темперная свободная живописность первых удивляет неженской рукой: уверенной и твердой, предельно точной, а масштабные акварельные полотна богатой палитры тональных нюансов и светоносностью, полупрозрачностью в сочетании с многослойностью, насыщенностью и плотностью фактуры станут ее узнаваемым пластическим языком и стилем.
Ах, эти летние дожди, эти звуки, запахи, краски… Этот сон или явь из далекого детства: сколько бы ни минуло лет, он волнует с не меньшей силой… И каких бы еще творческих высот она ни достигла, родители продолжают давать уроки той девочке, застывшей на пороге мастерской, главный из которых – верность предназначению и служение искусству - она усвоила на отлично и навсегда.
Лариса Башкова
|