Наивное искусство всегда существовало в художественной практике разных стран. В России, особенно в последние десятилетия, оно получило эстетическое признание. Долгое время доминировало мнение о некоей его «второстепенности». При этом часто упускалось из виду, что ранние авангардисты, постмодернисты и художники-концептуалисты в поисках новых изобразительных форм обращались к непосредственности и простодушию наивов. Сегодня наивное искусство справедливо называют третьей культурой по отношению к высокой и массовой культурам, а занятие им – второй жизнью.
Совместный проект музея и Ивановского центра культуры и творчества объединил восемь авторов, шесть из которых представляют Ивановскую область (Анастасия Шоличева, ведущий методист ОКМЦКТ, поделилась мечтой о создании музея под названием «Ивнаив»). Тематический диапазон картин очень широк. Здесь нет единой темы, но мгновенно привлекает внимание личность каждого художника – самостоятельная и узнаваемая. Герман Блинов, Сергей Волков, Эдуард Комлев, Павел Леонов, Александр Лобанов, Борис Смирнов, Надежда Спирина, Иван Уруев - самобытность авторов ошеломляет. Некоторые из них имели возможность осваивать азы художественного творчества в рамках Заочного народного университета искусства, на курсах при художественных ВУЗах, другие – мастера «от сохи», никогда не соприкасавшиеся не только с профессиональной художественной средой, но не получившие даже полноценного школьного образования. Однако личности этих людей, их самобытность и яркость проложили дорогу их работам в музейное собрание.
Жизненные пути авторов разнятся, но на каждом из них были свои препятствия, моменты неустроенности, критические переломы, и отсюда - попытки внести свет в свое существование с помощью искусства. Происходящие из глубинки С.В. Волков (Слатовицы, Гаврило-Посадский район), И.Г Уруев (Судно, Юрьевецкий район) значительную часть жизни занимались физическим трудом, далеким от творчества. Некоторым довелось пройти войну. Но судьба даровала этим людям долгую жизнь и возможность в зрелом возрасте взяться за кисть. И это не стало «работой в стол» - на сегодняшний день широкую известность приобрели П.П. Леонов (д. Меховицы Савинского района) и А.П. Лобанов (Ярославль). Герман Блинов (Ярославль) и Эдуард Комлев (Кохма) также заняли свою нишу в истории культуры родного края, хотя с точки зрения искусствоведения их творчество изучено крайне мало. Судьба Бориса Смирнова (Родники) сложилась особенно трагически. Благодаря выставке ИОХМ 1987 года он не только стал известен в художественной среде Иванова и впоследствии Суздаля, но и признан ею, часть его работ попала в собрание ИОХМ. Однако после недолгого внимания художник оказался в забвении. На сегодняшний день, с учетом того, что дом и творческое наследие Б. Смирнова погибли при пожаре в 2014(?) году, сохранившиеся работы особенно уникальны, и еще ждут своего исследователя.
Атмосферный и созерцательный Сергей Волков также мало известен широкой публике. Несмотря на все усилия сотрудников ОКМЦКТ, которые скрупулёзно собирают данные об авторах своего собрания, сведений о нём крайне мало. Возможно, новая выставка поспособствует тому, что кто-то узнает это имя и сможет дополнить биографию художника.
Вопросы жизни и смерти, вера и мифотворчество, темы детства, расцвета и увядания, проблема сохранения памяти - одинаково волнуют и объединяют столь разных художников. Эта общность упорядочивает шквал красок, эмоций и стилей. У большинства работ в экспозиции есть выставочная биография, но в таком соединении они представлены впервые.
Выставку обогащают и дополняют документальные фильмы Андрея Мурашова и Вячеслава Орехова о самодеятельных художниках, преодолевших преграды на пути к искусству.
Текст - Виктория Солнцева
Стоимость билетов: 150 рублей – полный, 50 рублей – льготный для студентов и пенсионеров, 30 рублей – для школьников
|