Исповедальность — не то же самое, что исповедь. Это то, к чему властно тяготеет искусство, особенно поэзия и живопись. Живопись почти интимна, она оставляет художника наедине холстом и, в конечном счете, наедине со зрителем. Темы и образы, которые занимают художника, владеют его сердцем, наиболее проникновенны и воспринимаются зрителем как послание.
Самый исповедальный жанр — автопортрет. Это не только возможность декларирования творческих принципов, не только повод для самоанализа, самосозерцания или самовозвышения, но и возможность соотнесения себя и времени.
Александр Васильевич Коверин создал галерею автопортретов, в которых отразил разные ипостаси своего «я»: «творец» (1990), «художник за работой» (2014), «я для себя» (2012). А есть и такой автопортрет Коверина, в котором соотнесенность собственного «я» с судьбой страны достигла максимума: «На призывной пункт» (2014).
На выставке «Место силы», помимо пейзажей и натюрмортов, представлены два самых последних автопортрета, пронзительных, исповедальных… В них Александр Васильевич — «я уходящий». Особенно в «Автопортрете» 2020 года, в котором пластическое обобщение сродни предчувствию. Лицо и вся фигура залиты ярким солнечным светом, но не тем, которое так любил изображать художник, а почти «слепящим». «Слепящим» настолько, что детали и не важны, и невозможны. Только пятна, только невыносимый, почти неземной свет.
Елена Белянина, искусствовед
Иллюстрации:
Коверин А.В.
Автопортрет. 1990. Холст, масло. Из коллекции Ивановского художественного музея
Автопортрет. 2014. Холст, масло. Собственность автора
Автопортрет. 2012. Холст, масло. Собственность автора
На призывной пункт. Отец. 2014. Холст на картоне, масло. Из коллекции Ивановского художественного музея
Автопортрет. 2020. Холст, масло. Собственность автора
Автопортрет. 2021. Бумага, масло. Собственность автора
|