Работу с наследием стран Востока специалисты Центра начали еще в 1920-е годы. Приобретенный опыт и исследования стали основой для разработки методик, не имеющих аналогов в реставрационной практике.
В выставке принимают участие более 100 экспонатов из коллекций 15 музеев России. Экспозиция разделена на три части, каждая из которых посвящена культуре и искусству древних государств Востока: Японии, Китаю и Калмыцкому ханству. В каждом из разделов представлен широкий диапазон предметов декоративно - прикладного искусства, оригинальной и печатной графики и образцов сакрального искусства. Посетители смогут увидеть отреставрированные экспонаты из пяти мастерских Центра: богато украшенные ткани, керамику тонкой работы, лаковые шкатулки, веера, традиционные китайские миниатюры и ксилографии эпохи Эдо.
На выставке впервые будут представлены четыре японские трости из собрания ИОХМ, реставрированные в отделе реставрации кости. Они происходят из Музея иваново-вознесенского фабриканта Д.Г. Бурылина. Как известно, благодаря энергичной собирательской деятельности он составил беспрецедентную по масштабу и разнообразию коллекцию. Самым экзотичным для центра провинциальной России было собрание предметов культа и быта стран Востока, основная часть которого хранится сейчас в ИОХМ.
«Японские палки» (так назывались трости в старинных каталогах) числились когда-то в оружейной коллекции Бурылина, где были совершенно аналогичные по материалу и декору ножны и рукояти японского холодного оружия. Как оказалось, трости и оружие напрямую связаны. В 1876 году в Японии был принят «Указ о запрете мечей», не позволявший бывшим самураям открыто носить ножи и катаны. Тогда холодное оружие стали маскировать – в том числе, под трости, в которых скрывались клинки. Трости из собрания Д.Г. Бурылина оказались вполне безобидными. Основа трех тростей – деревянная, лишь у одной внутри в процессе реставрации обнаружили металлический стержень. Трости облицованы животной костью – цевкой – и гравированы подцвеченными изображениями традиционных сцен в национальном японском стиле – воин с луком, воин с мечом, беседующие японцы.
У тростей были утрачены элементы набалдашников, имелись трещины, утраты костяных фрагментов. На одной из тростей с изображением птицы, сидящей на ветке сосны, сохранилась бумажная этикетка с полустертыми латинскими буквами – знак того, что трости были изготовлены в последней четверти XIX века на экспорт специально для европейцев. Этикетка была демонтирована, промыта и вновь сдублирована на основу. С костяных поверхностей экспонатов удалены загрязнения, следы клея, трещины пропитаны укрепляющей пропиткой, сколы и разошедшиеся швы замастикованы, элементы набалдашников восстановлены и подклеены. Теперь редкие и ценные музейные предметы получили «вторую жизнь».
Иллюстрации:
Фото: Предметы культа и быта Китая и Японии в доме Д.Г. Бурылина.
ТРОСТЬ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПТИЦЫ НА ДЕРЕВЕ (фрагменты до и после реставрации)
Япония Последняя четверть XIX в. Кость (цевка), дерево, металл; гравировка цветная
Длина 89 см; диаметр верхний 3,5 см; диаметр нижний 2 см
Реставраторы: Гетьман Лариса Викторовна (трость), Соловьева Екатерина Геннадиевна (этикетка), 2020 год
|