Марк Иванович Малютин (1919-1998) - родился в деревне Беляево Бельского уезда Смоленской губернии; в 1933 году переехал в Иваново-Вознесенск. В 1935-1939 учился в Ивановском художественном училище у В.П. Леонова, Н.П. Секирина, М.С. Пырина, А.М. Кузнецова.
Военная служба Марка Ивановича длилась с ноября 1939 по март 1946 года и началась с его поступления добровольцем в летную истребительную школу. Позже он стал авиационным радистом, был начальником радиостанции в 162-м резервном авиационном полку Западного особого военного округа, к началу Великой Отечественной войны располагавшемся в пос. Зябровка Гомельской области. В первые недели войны часть была переведена в Казань, перевооружена, на ее базе был сформирован 9-й запасной бомбардировочный авиационный полк, специализировавшийся на подготовке полков, вооруженных бомбардировщиками Пе-2.
По окончании службы вернулся в Иваново. Преподавал в художественном училище; вступил в Союз художников и затем много лет возглавлял его Ивановское отделение. Как художник и общественный деятель оказал огромное влияние на развитие региональной школы живописи. Признанный мастер портрета, он плодотворно работал также в жанрах пейзажа, натюрморта, исторической картины.
«1941 год. Брестская крепость» – вторая по счету в череде совместных исторических работ М.И. Малютина и Е.А. Грибова и одна из вех, ознаменовавших поворот в их творчестве от академического соцреализма к эстетике «сурового стиля» с его обобщенными формами, сдержанной, сумрачной цветовой гаммой, сменой общей тональности повествования. Их сюжетным произведениям свойственно изображение не кульминационных, ключевых событий, а, казалось бы, «незначительных» эпизодов, часто обретающих символическое звучание.
Эта картина, вариант которой есть в собрании Ивановского художественного музея, впервые экспонировалась в Москве, на Всесоюзной художественной выставке 1957 года. События, связанные с обороной Брестской крепости, на тот момент обрели широкую известность благодаря исследованиям и публикациям писателя, историка С.С. Смирнова «В поисках героев Брестской крепости» (1957) и «Брестская крепость. Краткий очерк героической обороны» (1957). В 1950-е тема находила отражение в классических батальных полотнах Е.А. Зайцева (1950), П.А. Кривоногова (1951), Н.Я. Бута (1957), И.О. Ахремчика (1957-58) и др.
«…Брестская крепость» Малютина и Грибова лишена внешней эффектности, детальности. Многофигурная композиция в полутемном помещении каземата с низким сводчатым потолком нединамична, но полна внутреннего напряжения. Лица героев сосредоточены и суровы, их монументальные фигуры напоминают скульптурную группу: замерли раненые бойцы в центре, стоят рядом плачущие дети, над ними склонились женщины. Сопровождаемые взглядом одной из женщин, размеренно шагают по усыпанному осколками кирпича полу красноармейцы. На ходу надевая каски и пилотки, они уходят в бой по ступеням прочь из каземата, прямиком в бессмертие. Акцентируя внимание на трагизме тех событий первых дней войны, картина рассказывает о чувствах простых людей, военных и гражданских: застигнутых врасплох, обреченных, продолжающих сопротивление. Явственно ощущаются, с одной стороны, их растерянность, боль, ужас и спокойная решимость, твердость – с другой.
Автор текста - Андрей Санников
Иллюстрация (из собрания Ивановского художественного музея):
Малютин М.И., Грибов Е.А. 1941 год. Брестская крепость. Конец 1950-х. Холст, масло
|