И.Н. Воробьева - заслуженный художник, график-эстампист, иллюстратор. Разработала уникальную систему многоцветной печати с одной доски. Родилась в Москве. Окончила МСХШ с серебряной медалью в 1950 г. С 1951 по 1957 гг. училась в МГХИ им. В.И. Сурикова. Преподаватели - Е.А. Кибрик, М.В. Маторин, М.А. Доброва, Б.А. Дехтерева и др. Окончила его с отличием в мастерской станковой графики народного художника Е.А. Кибрика. Член Союза художников с 1958 года.
В 1941-1943 гг.- эвакуация в глухую марийскую деревню. Много лет спустя Ирина Николаевна вспоминала: «Только закончила первый класс <...>, как грянула война. На этом оборвалось мое детство. Последнюю ночь перед эвакуацией провели в бомбоубежище... А на следующий день мы уже ехали в товарных вагонах <...>, до отказа набитых измученными людьми. На душе у всех было тяжко: уже месяц, как шла война, фашисты рвались к Москве <...>. Через несколько мучительных дней прибыли в столицу Марийской автономии Йошкар-Олу. Странное, непривычное слово… Отмывали в бане вагонную грязь, а наутро погрузились на подводы и длинным обозом двинулись в неведомую даль. Наши телеги медленно проплывали по пыльным дорогам, мимо полей и лесов, громыхали бревнами мостов, пересекали вброд небольшие речушки, торжественно и печально шествовали вдоль улиц деревень, провожаемые стаями ребятишек, тревожными взглядами крестьян и сочувственным шепотом: «Эвакуированных везут…». Прибыв в конечный пункт следования – деревню Чабер-Юлу, разместились по домам. Теперь наша жизнь проходила в тесной трехоконной избушке, центром которой была печь- кормилица с полатями, где мы, дети, располагались на ночь. Мои мама и бабушка, городские интеллигентные женщины, включились в суровый трудовой ритм крестьянской жизни, отягощенной военными заботами: голодали и холодали, копали, сеяли, жали, ходили за скотиной, ждали вестей с фронта, плакали по ночам, чтобы никто не видел… А мы, ребятишки, чем могли помогали взрослым: дергали лен, носили в поле еду, собирали колоски и картошку. Возле избы, в которой мы жили, был колодец. Зимой он покрывался натеками льда. У колодца часто собирались женщины, и бывало, что именно здесь заставала кого-то из них принесенная почтальоном похоронка… На тетрадных листах я рисовала свои картинки и, сложив треугольником, отсылала отцу. Он сохранил один такой листок. На нем нарисованы утопающие в сугробах маленькие черные избушки, колодец, фигурки и надпись: «Это наша деревня. 1942 год». Столько лет прошло! Кто знает, не с этого ли клочка бумаги мне следует отсчитывать свой творческий путь? Не с этого ли рисунка девятилетней девочки началась моя серия "Женщины России"?».
Иллюстрации (из коллекции Ивановского художественного музея):
Проводы на гражданскую войну. Год 1918. Из серии «Русская женщина». 1970 - 1978. Бумага, цветная гравюра на картоне
День победы. Из серии «Русская женщина». 1970 - 1978. Бумага, цветная гравюра на картоне
Трудная жатва. Из серии «Женщины России в годы войны». 1989. Бумага, цветная гравюра на картоне
Скудный ужин. Из серии Из серии «Женщины России в годы войны». 1989. Бумага, цветная гравюра на картоне
Идет почтальон. Из серии Из серии «Женщины России в годы войны». 1989. Бумага, цветная гравюра на картоне
|