Виртуальную выставку «Художники о войне и на войне» продолжает Заслуженный художник, фронтовик Вячеслав Андреевич Федоров (1918-1985).
Он никогда не писал войны. То ли в силу «врожденной» любви к природе и известной для многих выживших на войне «антипатии» к ней, то ли по причине «благословения на пейзаж», полученного в начале творческого пути от самого академика И.Э Грабаря. Вячеслава Андреевича манили только лирические пейзажи, как нельзя лучше отвечая его сердечным чувствам. |
Бывший однокурсник Федорова народный художник В.М. Сидоров сказал о своем поколении: «Мы были первые послевоенные выпускники. Во время войны мы мечтали: вот наступит время… И теперь бросились с невероятной устремленностью наверстывать упущенное. Наша задача была – рассказать о красоте жизни, неба, земли».
Вячеслав Фёдоров родился 21 декабря 1918 года в селе Богородское близ Иваново-Вознесенска шестым ребенком в фабричной семье. После смерти отца жили крайне бедно. Рисовальный талант Федорова был наследственным: согласно преданию, дед был бродячим иконописцем. Первое знакомство с красками произошло в раннем детстве, сестра работала красильщицей на ткацкой фабрике и приносила красители домой. Первым, кто пробудил у Славы интерес к искусству, был школьный учитель рисования.
Весь уклад полуголодных предвоенных лет выводил ивановскую детвору на улицу, в парк или лес. Они играли, дрались, бегали на речку купаться, саранчой проходились по огородам, с ранней весны тянули в рот лесные дары – кислицу, сладкие соцветия акации, пресную манжетку. Слава проводил все свободное время в окрестностях Богородского. Там были сделаны первые натурные зарисовки и этюды. После семилетки он поступил в Ивановское художественное училище. Преподавали М.С. Пырин, И.Н. Нефедов, Н.П. Секирин. Директором был А.М. Кузнецов, в будущем - профессор института имени В.И. Сурикова. В течение 1934-1939 годов В.А. Федоров окончил курс обучения, получил диплом с отличием. В стенах училища состоялась его первая персональная выставка. А в 1939 году, после областной выставки, три пейзажа Федорова были отобраны в Москву для Всесоюзной выставки.
В 1939 году Федоров был призван на действительную службу в Московскую пролетарскую стрелковую дивизию. В свободное время занимался творчеством, играл на гитаре. А потом началась война. Фашистские войска стремились окружить Смоленск, выйти на стратегическое направление Смоленск – Москва. До октября 1941-го именно там шли самые длительные оборонительные бои. Художнику запомнились развороченная земля, искореженная техника, бесконечные тела погибших. Он вспоминал, как однажды, при рытье укрытий для машин наткнулись на древнюю библиотеку, наспех зарытую в земле между деревьями. Потом страницы манускриптов были разбросаны по всему лесу.
21 сентября 1941 года в районе города Ярцево Вячеслав Федоров попал под обстрел во время подвоза снарядов. Его, контуженного и тяжело раненного в обе ноги, вытащили с поля боя. Папку с рисунками отдали на память однополчанину, с которым она и погибла. А для Вячеслава Федорова начались бесконечные госпиталя и длительное лечение. Ходить без подпорок Федоров смог только через 2 года. Именно тогда комиссованный боец уехал в Самарканд, чтобы поступить в эвакуированный Ленинградский художественный институт.
Половину своей жизни Вячеслав Федоров провел на пленэрах. После творческих командировок у него появлялись виды Ангары, Украины, Поволжья, однако главным для Вячеслава Андреевича всегда оставался лирический пейзаж средней полосы.
Автор текст – Елена Белянина
Иллюстрации (из коллекции Ивановского областного художественного музея):
В Кинешемском порту. 1985. Картон, масло
Кинешма. Пристань Вечер. 1975. Картон, масло
Родной город. Холст, масло
Пора золотая. 1977. Картон, масло
Берега Ангары. 1962. Картон, масло
В лесу зимой. 1979. Картон, масло
Весеннее утро. 1969. Холст, масло
Оттепель. 1983. Холст, масло
Тополя. 1969. Холст, масло
|