С началом Великой Отечественной войны многие ивановские художники ушли на фронт. Оставшиеся в Иванове стали активными пропагандистами: они создавали политические плакаты, карикатуры для «Рабочего края», устраивали выставки, превратив искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее. Совместно с ивановскими художниками работал молодой московский карикатурист Марк Абрамов, впоследствии ставший одним из известных советских мастеров политической сатиры. |
В 1942 году отделом пропаганды Ивановского обкома партии был выпущен альбом-выставка, включавший 47 небольших по формату плакатов. Над его созданием совместно с художниками Марком Абрамовым, Борисом Лукиным, Иваном Колочковым и Виктором Говоровым работали ивановские поэты Александр Благов, Михаил Кочнев (главный редактор «ОГИЗа»), Владимир Жуков и Дмитрий Семеновский. Основной целью издания альбома была помощь в организации выставки, посвященной героизму фронта и тыла, на предприятиях, учреждениях, клубах, избах-читальнях и красных уголках.
Большую часть альбома составляют карикатуры, показывающие жалкий и смешной гротескный образ врага, связанный с потерями, которые захватчики в это время несли на фронтах. Карикатуры печатались в несколько красок с помощью трафаретов; продолжая традиции сатирических «Окон РОСТА» и «Окон ТАСС», художники использовали яркие контрастные цвета. Меткие, лаконичные рисунки сопровождались хлестким, остроумным текстом с легко запоминающейся рифмой.
Некоторые листы имеют монограмму МОА, которая расшифровывается как «Марк-Олег Абрамовы». В 1930-е годы братья вместе выполняли карикатуры для многих московских газет и журналов и неизменно использовали данный псевдоним. В годы войны Олег Абрамов был на фронте и не мог принимать участия в работе над альбомом, однако Марк монограммы не изменил.
Вторая часть альбома посвящена многосторонним связям фронта и тыла, и носит непосредственно ивановские черты, связанные и с усилением темпов роста промышленного производства, и с производством сельхозпродукции для нужд фронта и тыла, содержит отчеты о трудовых победах рабочих фабрик и заводов, заботе о детях, воспитанию в них патриотизма. Иваново позиционируется как тыловой город, многими нитями тесно связанный с фронтом и имеющий свое важное место в общенародном деле – борьбе с врагом.
Автор текста – Елена Климова
Иллюстрации: Листы из альбома «Великая Отечественная война». Иваново: ОГИЗ, 1942 (из коллекции Ивановского областного художественного музея)
Обложка альбома
Лукин Б.Н. Ивановцы - фронтовикам. 1942. Бумага, хромолитография
Говоров В.Н. Женщины заменяют за станками мужей, ушедших на фронт. 1942. Бумага, литография
Говоров В.Н. День и ночь готовятся резервы для фронта. 1942. Бумага, литография
Неизвестный художник Ни шагу назад! 1942. Бумага, хромолитография
Абрамов М.А., Абрамов О.А. Партизанские поправки к старым поговоркам. Бумага, хромолитография
Абрамов М.А., Абрамов О.А. Горяча, как никогда, партизанская страда. 1942. Бумага, хромолитография
Абрамов О.А., Абрамов М.А. В ноябре 1941 года под Москвой. 1942. Бумага, хромолитография
Неизвестный художник Ордена. 1942. Бумага, литография
|