• МУЗЕЙ
  • ПРОЕКТЫ
  • КОЛЛЕКЦИИ
  • ЭКСПОЗИЦИЯ
  • ПОСЕТИТЕЛЯМ
  • ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Главная→
  • Афиша
  • История музея
  • Виртуальная коллекция
  • Издания и публикации
  • Музей детям
  • Культурный дневник школьника
  • Контакты
  • Пушкинская карта

Анонс выставок


«ТОЛКОВАНИЕ»

20 января в музее открывается выставка работ заслуженного работника культуры РФ Константина Васильева. Выставочный проект – его первый монографический в Художественном музее – объединил более 50-ти произведений разных лет из авторского собрания.



«КЕРАМИКА ВЫСОКОГО ОГНЯ»

15 марта в Новой галерее открывается выставка декоративно-прикладного искусства, представляющая керамику дровяного обжига - одного из сложнейших способов изготовления керамических изделий.


Филиалы


ДОМ-МУЗЕЙ
Бориса Ивановича Пророкова
МУЗЕЙ
Александра Ивановича Морозова

Архив новостей  2023 г.


Январь
Апрель
Июль
Октябрь
Февраль
Май
Август
Ноябрь
Март
Июнь
Сентябрь
Декабрь

Архив новостей 2023год

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

16-05-2020

ИСТОРИЯ ОДНОГО ЭКСПОНАТА...

16 мая - день памяти Игоря Эммануиловича Грабаря (1871—1960), — русского и советского художника-живописца, реставратора, искусствоведа, теоретика искусства, просветителя, музейного деятеля, педагога и профессора. В коллекции Ивановского художественного музея хранится живописное полотно И.Э. Грабаря "Послеобеденный чай", - солнечная, теплая, «по-грабаревски» богатая цветом картина. Картина со своей историей...

Чай в Дугине

Вторая половина дня. Радуясь настоящему июньскому теплу, люди сидят за чайным столом под деревьями. Солнце заливает золотом молодую листву, высветляет песчаную дорожку, загорается яркими пятнами на людях и предметах. Тени ложатся то нежным, то пестрым ковром на фигуры, накрытый стол, деревья в глубине. Живопись динамичная, сочная, пастозная. Каждый цвет разложен на составляющие в виде раздельных мазков разных оттенков. Холст словно дышит: мазки не прикрывают грунт. Просвечивая, он добавляет цветных вибраций всей картине.
Кто же они, эти безмятежные дачники с яркой картины? Игорь Грабарь сохранил воспоминания о своем знакомстве с художником Николаем Мещериным и его гостеприимном доме. Небольшое имение Дугино находилось в живописном месте - излучине Пахры, с прекрасным видом на окрестности. Просторный дом со стороны реки был окружен ухоженным парком, с другой к нему примыкала липовая аллея. Мещерины - “очень состоятельные, не скупердяи, и поэтому тут приятно жить, сознавая, что ты не только никому не в тягость, а даже доставляешь своим пребыванием удовольствие”. Для художников были все условия: кучер для выездов на этюды, отличная мастерская и... непременный самовар, который ставился по нескольку раз в день и держался с вечера в одеялах, чтобы не остыл. С появлением теплых дней чай пили на застекленной террасе. А если погода позволяла, устраивались под липами. Выносился медный самовар, ставился на ближайшем конце стола, накрытом белой скатертью, в окружении стаканов, вазочек и разнообразной снеди. За столом собиралось большое число гостей, Грабарь писал о норме в двадцать человек, но доходило и до сорока. Днем гости писали этюды, вечером собирались за столом, ведя разговоры об искусстве, литературе, музыке.
Яркой чертой этого дома были цветы - полевые, выращенные в оранжерее, привезенные из Москвы. Они украшали обеденный стол в столовой, стояли на окнах, столах, рояле. А у калитки часто толпились деревенские ребята с охапками полевых цветов. С конца мая это были васильки. В работах Грабаря можно часто увидеть эти осколки дугинской жизни: чайные натюрморты, натюрморты со всевозможными цветами, интерьеры... О своих работах первого года в Дугине художник вспоминал так: «В "Утренний чай" я как будто вложил всю энергию этого лета, не оставив ее для других замыслов. Все остальное, что я писал, было среднего качества, а кое-что и прямо плохо. Лучше других удался односеансный этюд "Вечерний чай" - тот же стол в аллее, тот же самовар, но за столом сидит вся семья Мещериных. Этюд писал на некотором расстоянии, в очень широкой, размашистой манере, как эскиз к картине, которую я задумал, но как-то не осуществил... Тот этюд купил Остроухов, после смерти которого он попал в Иваново-Вознесенский музей».
Полностью семейство Мещериных собиралось по праздникам. Приезжали средний и младший братья, дети. С прибытием подростков начинались игры, качели, купание, игра в теннис. Старшие же были большими фанатами охоты. «Сюда постоянно под праздник приезжали приятели хозяев поохотиться: ели, пили, уезжали на охоту, вернувшись домой опять ели и пили, сражаясь в промежутках в картишки».
Если сначала о своем пребывании у Мещериных Грабарь писал брату – «…тепло, хотя и не родственно», то со временем тициановские волосы Валюши Мещериной начали не на шутку волновать его не юношеское сердце. «Дорогая моя мамочка, могу тебе сообщить весьма необыкновенную и даже просто невероятную новость: я женюсь! Чудесная девушка, очень славная, добрая, умная и талантливая, и любит меня очень, как и я ее. На Красной горке обвенчаемся здесь, в Дугине, то есть в церкви соседнего села», — писал он к матери. Едва дождавшись двадцатилетия невесты, «молодые» обвенчались. И на двойном портрете сестер “Васильки” (1914) изображена уже замужняя Валентина - с обручальным кольцом на руке.
Потом произошла революция и имение конфисковали. Вместо обеспеченной жизни Грабарь получил обширную семью лишенцев, выживавшую только за счет его работы. Дочь Грабаря Ольга писала, что о жизни в Дугине бывшие обитатели вспоминали тепло, с юмором, без тени озлобленности или сожаления об утраченном. Часто говорили: «Смотри, скатерть совсем как в Дугине…» или «В Дугине так стол не накрывали!».

Автор текста - Елена Белянина

Иллюстрации:
Грабарь И.Э. Послеобеденный чай. 1904. Холст, масло (из коллекции Ивановского областного художественного музея)
Малявин Ф.А. «Портрет художника И. Э. Грабаря». 1895 г. Холст, масло (из коллекции Государственного Русского музея)
Фото – И.Э. Грабарь с женой
Грабарь И.Э. За чтением. Портрет В.М. Грабарь, жены художника. 1928. Холст, масло
Фото: Валентина Мещерина
Грабарь И.Э. Васильки (Групповой портрет). 1914. Холст, масло
Фото: И.Э. Грабарь с женой Валентиной в компании друзей (Дугино)
Грабарь И.Э. Утренний чай (В аллее). 1904. Холст, масло




Назад

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛУГ
УЧРЕЖДЕНИЙ  КУЛЬТУРЫ

153000 Иваново, пр. Ленина, 33
4(932)30-16-41

Посещение 1100-1800, касса 1100-1730
Выходной день - вторник
и первый понедельник месяца


ГлавнаяМузейЭкспозицияКоллекцииАфиша Посетителям

Использование материалов портала запрещено без письменного одобрения администрации сайта.

©2014 ИОХМ

×