В коллекции графики ИОХМ хранится 40 рисунков художника-фронтовика Василия Васильевича Серова (1911 - 1992). Художник из Мурома начал свой боевой путь в августе 1941 года миномётчиком на реке Десне. Будучи с однополчанами в окружении под Брянском, попал в плен. После неоднократных попыток Серову удалось бежать из концлагеря. Продолжил борьбу с врагом в партизанском отряде в Белоруссии. После соединения партизан с частями Советской Армии стал бойцом 415 стрелковой дивизии 61 армии и прошел с боями Западную Белоруссию, Украину, Литву, Латвию, Эстонию, Польшу, Германию. Окончил боевой путь в немецком городе Кириц ведущим художником 61-й армии 1-го Белорусского фронта, где проводил большую работу как художник-пропагандист, неоднократно отмечаясь боевыми наградами. В.В. Серов награжден орденом Красной Звезды, медалями «Партизан Великой Отечественной войны», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».
Всю войну Василий Серов хранил в вещевом мешке маленькие альбомы для рисования, бумагу, карандаши. В перерывах между боями он запечатлевал своих товарищей, делал зарисовки партизанского и солдатского быта, изображал места сражений, руины разрушенных сел и городов. Приходилось по заданию командования выполнять и разнообразную художественную работу: выпускать боевые листки, писать лозунги, плакаты, оформлять агитмашины, рисовать карикатуры на врага и портреты отличившихся в боях красноармейцев для газет «За Родину» и «Боевой призыв». Художником выполнено несколько вариантов наградных грамот и благодарностей. Одна из них была помещена № 92 газеты «Правда» от 18 апреля 1945 года.
В рисунках военных лет Серов не ставит целью поиск принципиально новых художественных решений, не экспериментирует с техниками. Они выполнены в реалистической манере и теми материалами, которые оказались под рукой в трудных условиях военного времени. Часто они невелики по формату (большинство - на альбомных листах) и, по-видимому, выполнены с натуры, о чем свидетельствуют индивидуальность характеристик и проработанность деталей. Большую часть листов составляют портреты.
Внутреннее достоинство, спокойная уверенность взгляда, гордой посадки головы – в портрете «Лейтенант Горячий Георгий Прокофьевич» (1944). Художник сумел передать душевную красоту и внутреннее благородство военного. Твердая, чуть грустная складка губ, решительный взгляд – каждая деталь служит для характеристики персонажа. Большинство портретов содержат поясняющие надписи: даты, места боевых действий, звания. Это важно для художника – сохранить память о героях. Очень часто фигуры портретируемых едва намечено, но тщательно проработаны, точно высечены на металле, усталые молодые и уже в возрасте лица героев.
Автор текста - Елена Климова
Иллюстрации (из коллекции Ивановского художественного музея):
Лейтенант Горячий Георгий Прокофьевич. 1944. Бумага, карандаш
Малый Кенигсберг. После прохождения фронта. 1945. Бумага, тушь, перо
Солдат-победитель. 1945. Бумага, карандаш
Наградная грамота бригады. 1944. Бумага, акварель
Германия. Город Цахан. 1945. Бумага, акварель
Герой Советского Союза Иван Михайлович Быков. 1942-44. Картон, карандаш
Снайпер. 1944. Бумага, карандаш
Герой Советского Союза Зеленев Владимир Клавдиевич. 1944. Бумага, карандаш
Зарисовка. 1944. Бумага, карандаш
Командир взвода. Зарисовка. 1942-44. Бумага, карандаш
|