Музеи живописной культуры — Музеи Будущего — были задуманы футуристами сразу после революции. Они должны были показать образцы нового искусства, критериями которого становились цвет, форма, пространство, тектоника, конструкция, фактура, а также любое творческое изобретательство. Просуществовавший всего 10 лет (1919-1929), московский МЖК был первым в мире государственным музеем новейших течений, где была собрана уникальная коллекция, которая после внезапного расформирования оказалась в Третьяковской галерее и региональных музеях, в том числе — в Иваново-Вознесенском губернском музее. Хотя словосочетания «в том числе» в данном случае вряд ли уместно, более верно применить конструкцию «в первую очередь». Почему именно наш город оказался в фокусе внимания изгоняемых из художественной жизни столицы авангардистов?
После ликвидации МЖК комиссией по разбору материалов для распределения экспонатов было назначено 14 городов — 14 региональных музеев, куда попало разное количество картин, рисунков и скульптур — от одного до более чем сорока. Мотивация раздачи очевидна: в первую очередь выбор пал на города, где еще до революции были основаны музеи-дворцы, занимавшие каменные здания, имевшие художественные отделы, получившие «прививку авангарда» в первые годы советской власти. В конце 1920-х годов ряд городов стали административными столицами крупных экономических областей: Саратов — Нижневолжского края, Самара — Средне-Волжского края, Краснодар — Кубани. Уступая им по хрестоматийным критериям урбанистического рейтинга (площадь, число населения), Иваново-Вознесенск (с декабря 1932 года — Иваново) стремился подчеркнуть свою исключительность притязанием стать образцово-показательным, «самым советским» центром РСФСР.
Всего течение 1929—1931 годов в Иваново-Вознесенский музей поступило 40 произведений художников-представителей современных направлений, 27 из них — из московского Музея живописной культуры. И это работы первого ряда, включенные в постоянную экспозицию МЖК — И. Машков «Пейзаж с фабрикой» (1912—1913), А. Куприн «Nature-Morte» (1918), В. Стржеминский «Натюрморт с тарелкой» (1918), А. Родченко «Беспредметная композиция» (1917), К. Малевич «Супрематизм» (1915—1916), О. Розанова «Этюд к автопортрету» (1912), Р. Фальк «Пейзаж в горах» (1916), работы П. Кончаловского, А. Шевченко, В. Степановой, А. Экстер, Д. Штеренберга.
Столичных специалистов удивляет не только высокое качество произведений, но и то, почему Иваново-Вознесенск оказался в списке городов под номером один? Иваново всегда выделялось на ментальной карте Центральной России. В окружении старинных соседей — самая молодая локация, цементируемая исключительно производственным циклом, поставленная в ситуацию необходимости бороться за место в геополитическом пространстве — он из безуездного города стал сначала центром губернии, а затем крупной промышленной области. Вытолкнутые из круга устоявшихся социальных стереотипов, привычных норм, люди свободно переформатировались и встраивались в новые.
Вытесняемый из центра на периферию футуризм продолжал ассоциироваться в провинции с левым, радикальным, революционным искусством, в котором видели не столько эстетический, сколько идейный и прикладной аспекты. Появление в Иваново-Вознесенском музее произведений художников авангарда совпало с кульминацией востребованности утопической идеи в городе, задуманном как проект социалистического «города-сада». Его стратегические точки — дом Советов, банк, вокзал, политехнический институт, театр массового действа, гостиницу, почтамт, цирк — оформляли архитекторы-новаторы В. Веснин, А. Власов, В. Гальперин, И. Голосов, Д. Фридман, И. Фомин. Наряду с текстильными гигантами строились новые типы зданий, получившие распространение по всей стране — фабрики-кухни, дома-коммуны, дома-метафоры. Ивановские мастера текстильного рисунка приняли действенное участие в создании образцов для промышленного производства агитационных тканей, используя арсенал изобразительных средств авангарда. Геометрия, ритм, темп, сопряженные с советской символикой, опирались на футуристический культ движения, урбанистики и машинерии. Вот почему наряду с фирменными маркерами — «красный Манчестер», «родина первого Совета», «третья пролетарская столица» — на рубеже 1920—1930-х годов стал очевиден еще один образ Иваново-Вознесенска — «город победившего авангарда».
Автор текста - Наталья Рыжикова
Источники и литература:
Отдел рукописей ГТГ
Архив отдела учета ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина
Авангард. Список. № 1: К 100-летию Музея живописной культуры. М., 2019
Список изображений:
И.И. Машков. Пейзаж с фабрикой. 1912—1913.
А.В. Куприн. Nature-Morte. 1918.
Р.Р. Фальк. Пейзаж в горах. 1916.
О.В. Розанова. Этюд к автопортрету. 1912.
А.В. Шевченко. Натюрморт. Фрукты. 1913.
К.С. Малевич. Супрематизм. 1915—1916.
А.М. Родченко. Беспредметная композиция. 1917.
В.М. Стржеминский. Натюрморт. Тарелка. 1918.
|