Было важно усилить культурный потенциал города. Значимая роль в этом процессе отводилась музею, в подчинении которого оказалась музейная сеть четырех губерний — Владимирской, Иваново-Вознесенской, Костромской, Ярославской — 23 районных и 8 сельских музеев. 1 октября 1929 года оформилась новая государственная институция — Музей ИПО.
Новый статус города летом 1929 года был отмечен чередой мероприятий: I областное совещание музейных работников, I областная партконференция, I областной съезд Советов Ивановской промышленной области. На эпохальном событии присутствовал председатель ЦИК СССР М.И. Калинин.
Поскольку важной составляющей съездов было «культурное обслуживание» делегатов, к событиям был приурочен привоз в Иваново-Вознесенский губернский музей 68 ценных экспонатов из Государственной Третьяковской галереи. В произведениях живописи, графики и скульптуры был представлен почти весь срез художественной жизни России XIX—начала ХХ столетий — академисты, венециановская школа, передвижники, символисты, представители объединений «Союз русских художников», «Мир искусства», «Бубновый валет», а из новейших направлений — примитивисты, кубофутуристы, супрематисты, члены АХРРа и ОСТа.
Щедрая поддержка ГТГ показала, что у Иваново-Вознесенского музея есть шансы вновь воспользоваться преференциями, которые давало ему привилегированное положение в корпоративной иерархии. В ситуации большой популярности в СССР так называемого «шефского движения» оформилась идея шефства галереи над музеем. 28 февраля 1930 года в газете «Рабочий край» появилась заметка: «Государственная Третьяковская галерея предложила взять шефство над нашим областным музеем. Галерея обещает систематическую помощь музею, снабжение его материалами и пр.».
В 1930 году в списке художественных произведений из фондов Третьяковской галереи, «предназначенных к передаче в музей г. Иваново-Вознесенска» значится уже 83 картины русских художников, среди которых работы Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, К. Брюллова, П. Федотова, И. Репина, В. Серова, И. Левитана, мастеров символизма и модерна. Дарственная передача Русского музея состояла из 16 произведений живописи и скульптуры (картины Ф. Матвеева, Б. Деннера, Ж.-Б. Лампи, Л.-Э. Виже-Лебрен, скульптуры С. Гальберга, Ф. Гордеева, П. Клодта). В 1931 году заведующий отделом графики ГТГ Анатолий Васильевич Бакушинский отбирает для Иваново-Вознесенского музея «в порядке шефства» 19 ценных рисунков (И. Крамской, В. Суриков, И. Шишкин, М. Врубель).
Таким образом, в течение 1929—1931 годов от ГТГ и ГРМ в Иваново-Вознесенский музей было передано 186 первоклассных картин, рисунков, гравюр и скульптур, что не идет ни в какое сравнение с патронажем над другими художественными собраниями СССР — это беспрецедентное явление в истории советского музейного дела.
Не вызывает сомнения, что негласную причину такого феномена следует искать в использовании «административного ресурса». В сентябре 1929 года А.В. Луначарского на посту наркома просвещения сменил Андрей Сергеевич Бубнов (1884—1938) из плеяды «старых ивановских большевиков». В 1918 году авторитет и протекция М.В. Фрунзе помогли созданию Иваново-Вознесенской губернии. По тому же сценарию действовали вкупе с Бубновым его земляки и соратники, бывшие революционеры-подпольщики П. Постышев, И. Любимов, Н. Колотилов, занявшие в 1920—1930-е годы ответственные партийные и государственные посты в Москве. Они сообща лоббировали интересы Иваново-Вознесенска, подчеркивая его «пролетарские заслуги», акцентируя идею политической благонадежности. Все это помогло решить проблему мощного культурного роста города, который стремился стать образцово-показательным, «самым советским» центром РСФСР.
Художественный отдел Музея ИПО к 1931 году представлял собой настоящую сокровищницу искусства, «музей в музее». На властном уровне всерьез обсуждалась идея выделить под Картинную галерею отдельное здание. Вначале была предложена Введенская (Красная) церковь, которую в результате занял областной архив. Затем в качестве помещения под новый музей рассматривали зимний храм Покровского собора, но по политически-градостроительным соображениям весь монастырский комплекс на Покровской горе был взорван и «на месте очагов капиталистического рабства» по конструктивистскому проекту арх. А. Власова был возведен «дворец социалистической культуры» — уникальный театр массового действа. По иронии судьбы именно Ивановский драматический театр спустя тридцать лет станет первым пристанищем художественного музея.
Автор текста - Наталья Рыжикова
Источники и литература:
Отдел рукописей ГТГ
Архив отдела учета ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина
Рабочий край 1930 г.
Околотин В.С. Ивановская промышленная область (1929—1936): Уроки экономической истории. Иваново: Ивановская государственная текстильная академия, 2009.
Полякова А.А. Внутренняя жизнь Ивановского областного музея на основе материалов Книги приказов 1929—1935 гг. // Музей. История. Наука. Материалы II научно-практической конференции. Иваново: ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина; ИД «Референт», 2009.
Список иллюстраций:
В.Е. Маковский. Выговор. 1883. Из Государственной Третьяковской галереи (далее – ГТГ) в 1930 г.
В.П. Бродзский. Портрет мальчика. 1873. Из ГТГ в 1929 г.
Д.Г. Левицкий. Портрет Губарева. 1788. Из ГТГ в 1930 г.
К.П. Брюллов. Портрет Ф.И. Прянишникова. 1849. Из ГТГ в 1930 г.
Н.А. Ярошенко. Сестра милосердия. 1996. Из ГТГ в 1930 г.
Ф.Г. Торопов. Натюрморт. 1850-е. Из ГТГ в 1930 г.
Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестной в белом платье с розовым бантом. 1776 (?). Из ГТГ в 1930 г.
Б. Деннер. Портрет принца Карла Петра Ульриха Гольштейн-Готтторпского, будущего императора Петра III. 1740. Из Государственного Русского музея (далее – ГРМ) в 1930 г.
М.-Э. Виже-Лебрен. Портрет С.В. Строгановой с сыном Александром.Вариант. 1800. Из ГРМ в 1930 г.
П.К. Клодт. Конь с водничим. 1850-е. Из ГРМ в 1930 г.
Ф.М. Матвеев. Озеро Альбано. 1823. Из ГРМ в 1930 г.
А.В. Шевченко. Натюрморт. Фрукты. 1913. Из ГТГ в 1929 г.
В.Ф. Степанова. Композиция в красном. 1920. Из ГТГ в 1929 г.
Д.П. Штеренберг. Щука. 1920. Из ГТГ в 1930 г.
И.И. Машков. Пейзаж с фабрикой. 1912-1913. Из ГТГ в 1929 г.
К.С. Малевич. Супрематизм. 1915-1916. Из ГТГ в 1929 г.
М.С. Сарьян. Лотос. 1911. Из ГТГ в 1930 г.
|