Здесь при активном участии Шуйского научного общества по изучению края в мае 1920 года был открыт краеведческий музей. Основу его собрания составил местный «конфискат» 1918—1919 годов. Среди художественных ценностей — картины из двух домов М.А. Павлова (в Шуе и деревне Колягино близ Хотимля), полотна из Киселевской больницы и произведения, поступившие из Москвы.
Отдел ИЗО Наркомпроса молниеносно отреагировал на открытие нового музея: уже в июне 1920 года И.И. Власов привез из московского Музейного бюро картины и рисунки художников авангарда — для музеев Иваново-Вознесенска и Шуи одновременно. Судя по его дальнейшей просьбе оставить часть шуйских работ в губернском музее, не все из 17-ти предназначенных для Шуи произведений добрались до места. Но те, что были отправлены, уцелели и впоследствии попали в художественный музей — картины Я.Ф. Шапшала, Н.Д. Милиоти, Н.С. Уткина, гравюры В.Д. Фалилеева, И.А. Соколова, Н.В. Синезубова.
Немалую ценность представляли картины, конфискованные из Киселевской больницы. До середины XIX века они принадлежали представителям знаменитой шуйской купеческой династии Ивану и Дмитрию Диомидовичам Киселевым, чьи заказные репрезентативные портреты исполнил сам В.А. Тропинин. Постройку больницы в память по умершим от холеры отцу и деду старший сын Иван начал в 1841 году. При ней была возведена домовая церковь св. Василия Парийского. Дела у 20-летнего купца шли неплохо, хватило средств заказать в Обществе поощрения художников в Петербурге 20 икон для украшения церкви. В Государственном центральном историческом архиве сохранилось уникальное письмо Киселеву от Ф.И. Прянишникова: образа «полагается лучше сделать масляною живописью [...] образа будут по большей части оригинальные и некоторые копии с лучших известных полотен». Далее — расценки и список художников, которые готовы исполнить купеческий заказ. Из этого заказа в ИОХМ сохранилось большое полотно «Снятие с Креста». Имя автора-копииста пока неизвестно, но установлено, что образцом явилась одноименная картина 1697 года французского живописца Жана-Батиста Жувене (1644—1717), написанная для церкви монастыря капуцинок (сейчас в собрании Лувра).
Наконец, пришло время рассказать о человеке, имя которого упоминается в художественном музее незаслуженно редко. Меж тем он сыграл важную роль в музейной истории. Это шуйский купец и фабрикант, мануфактур-советник и потомственный почетный гражданин Михаил Алексеевич Павлов (1846—1915). «В начале своей жизни это рядовой деревенский житель, вышедший из простой народной среды […], а в конце своей жизни — это крупный коммерсант-мануфактурист, имевший высокий чин, хорошо знакомый с торговым заграничным миром, побывавший в Париже и в Берлине, в Гамбурге и в Вене, который так же хорошо знал „заграницу”, как и свою Шую. […] В начале это бедный человек, нуждавшийся в помощи других, а в конце — это богатый щедрый благотворитель, учредитель богаделен, приютов, кормитель бедных нескольких деревень, строитель и благоукраситель многих храмов. […] В начале — это плохо обученный грамоте деревенский человек, а в конце это покровитель науки и искусства. Он строит и содержит школы для народа, помогает гимназистам, учреждает стипендии для студентов, поощряет художников; в рабочем кабинете Михаила Алексеевича вы могли бы встретить картины, которые составили бы украшение лучшей картинной галереи». С именем Павлова можно связать появление в художественном музее картин художников-передвижников И.К. Айвазовского, Н.А. Клодта, Н.Е. Сверчкова, Л.Ф. Лагорио, В.Е. Маковского, И.И. Шишкина, И.И. Левитана и многих других.
История уготовила Шуйскому краеведческому музею недолгую судьбу. У молодой советской республики денег на содержание музеев катастрофически не хватало. В то же время важные советские госучреждения зарились на каменные особняки, традиционно занятые под музеи. В сентябре 1923 года ВЦИК рассмотрел вопрос «О концентрации музейного имущества Республики» по реорганизации музейной сети путем ее сокращения и перевода некоторых музеев на положение филиалов, в результате в 1925 году их число уменьшилось более чем вдвое. 23 октября 1924 года специальная комиссия составила Акт ликвидации Шуйского музея, экспонаты которого были отправлены в Иваново-Вознесенск. К моменту закрытия музея коллекция насчитывала 1500 предметов, сейчас более 30 из них в собрании ИОХМ.
Благодаря активным поступлениям произведений искусства к середине 1920-х годов в Иваново-Вознесенском губернском музее сформировался художественный отдел. В различных отчетах число составляющих его предметов разнится, но можно с уверенностью сказать — их было не менее 300. В числе авторов — ведущие российские мастера XIX—начала ХХ столетий и одаренные художники «второго ряда», малоизвестные и неизвестные имена, произведения различных жанров и направлений. Тем не менее неравноценность, разнохарактерность экспонатов собрания пока не позволяли построить внятную, логически выверенную экспозицию картинной галереи.
Автор текста - Наталья Рыжикова
Источники и литература:
Государственный архив литературы и искусства
Государственный центральный исторический архив
Архив отдела учета ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина
Научный архив ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина
В.А. Гладкова, Ю.А. Иванов, Н.А. Рыжикова. В поисках утраченного: из истории коллекции первого краеведческого музея в Шуе //Провинциальный анекдот. Чтения по региональной визуальной истории. Вып. 11. Шуя, 2018.
Златоустова В.И., Каспаринская С.А., Кузина Г.А. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия. Том 1. М., 2001.
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/shuja/p/73-1-0-3793
Список иллюстраций:
В.А. Тропинин. Портрет шуйского купца И.Д. Киселева. Из Киселевской больницы г. Шуи.
Неизвестный художник XIX в. Снятие с креста. По ориг. Ж.-Б. Жувене (1697). Из Киселевской церкви г. Шуи
М.М. Яровой. Гости в купеческом доме. 1886. Из собрания М.А. Павлова
И.И. Трояновский. Белая ночь. 1899. Из собрания М.А. Павлова
М.М. Гермашев (Бубело). Аллея. 1900. Из собрания М.А. Павлова
П.С. Уткин. Nature-morte. Груши. 1913. Из Музейного бюро отдела ИЗО Наркомпроса
Я.Ф. Шапшал. Натюрморт. 1920. Из Музейного бюро отдела ИЗО Наркомпроса
|