С 1961 года в собрании Художественного музея хранятся пять картин замечательного самобытного художника Александра Риццони (1836 – 1902), бывшие некогда частью личной коллекции тейковского фабриканта Василия Степановича Каретникова и его жены Юлии Ивановны. После революции имение Каретниковых было национализировано и коллекция живописи, состоящая из 23 полотен известных русских живописцев, академиков живописи, таких как Тропинин, Неврев, К. Маковский, Бронников и др., поступила в 1919 – 1920 годах в Иваново-Вознесенский губернский музей. |
Имя А. А. Риццони, ныне почти не известное широкой публике, стоит в ряду целой плеяды крупнейших русских художников, работавших во второй половине XIX века в Италии. Его картины хранятся в самых значимых живописных собраниях страны – в Русском музее и Третьяковской галерее, а в его судьбе можно найти множество необычных и очень интересных встреч и событий.
Александр Антонович Риццони родился в семье итальянского ремесленника и торговца Антонио-Доменико Риццони, который, будучи солдатом наполеоновской армии, после поражения в войне не вернулся домой в Болонью, остался в Риге, там и женился. В семье было четверо детей: трое сыновей Павел, Эдуард, Александр и дочь Мария. Все трое сыновей А.-Д. Риццони стали художниками.
Братья один за другим успешно окончили Петербургскую Академию художеств и были удостоены звания академиков живописи. Александр Риццони получил свои первые уроки рисования у брата Павла, который был старше его на 13 лет. В Академию художеств он поступил в 1852 году вольноприходящим. Его ученические работы бойко раскупались московской и петербургской знатью и разного рода коллекционерами. А. Риццони учился в классе баталиста и портретиста Б. П. Виллевальде, работавшего в русле академического канона.
За свои успешные живописные работы Александр Риццони неоднократно получал награды: в 1856-м и 1857-м годах – малую и большую серебряные медали, а в 1860-м и 1862-м годах – золотые. В этот период он много путешествовал по европейским странам, задерживаясь надолго в Италии и Франции, изучая собрания музеев и галерей живописи; делал чертежи, писал этюды будущих работ. С 1863 года он становится пенсионером Академии художеств и уезжает в Италию. В 1866 году за картины, выполненные за границей, он получил звание академика живописи, а двумя годами позже – звание профессора за целый ряд работ из итальянского быта. С 1869 года А. А. Риццони постоянно жил в Риме, обустроив там свою мастерскую, но регулярно приезжал в Россию.
В своих работах он изображал жизнь католических монахов, кардиналов, сцены из быта еврейской диаспоры, в том числе службы в синагоге. Его работы бывали в основном небольшого кабинетного формата, они отражали жизнь Рима и римлян такой, какой художник наблюдал ее на рынках, в тавернах, у колодцев, в интерьерах церквей и монастырей, в частных двориках и овощных лавочках. Рисунок у Риццони – всегда тщательный, изобилующий деталями, отличающийся миниатюрностью письма; его натуралистическая манера исполнения работы и занимательный сюжет неизменно находили ему горячих почитателей и в Италии, и в России.
С конца 1850-х годов Александр Риццони становится другом и частым гостем в доме будущего знаменитого коллекционера и основателя галереи русской живописи Павла Михайловича Третьякова. Александр Риццони был очень энергичным и деятельным человеком. Вскоре после знакомства с Третьяковым он начинает помогать ему в выборе и приобретении для будущей галереи работ русских художников, живших и работавших за границей, в частности в Риме и Париже.
По замечательному признанию И. С. Тургенева: «Рим – удивительный город: до некоторой степени он может все заменить: общество, счастье и – даже любовь». С А. А. Риццони так и случилось: он прожил в вечном городе половину своей жизни, отдаваясь своей работе без остатка. В его мастерской двери были открыты для гостей из России: художников и коллекционеров, членов их семей, музыкантов и молодых ученых, командированных за границу с научными целями, с благодарностью входящих в круг знаменитой колонии русских художников в Риме.
Пять картин Александра Риццони из собрания ИОХМ: «В римской остерии» (1871), «Возвращение с рынка» (1872), «Сбор на монастырь во Фраскатти»(1873), «Приятели» (1874) и «В таверне» (1880) позволяют нам увидеть Рим таким, каким увидел его впервые профессор И. В. Цветаев, друживший с художником, а может быть и супруги Каретниковы, если они тоже навещали его мастерскую в Вечном городе…
Автор текста - Елена Соснина, кандидат исторических наук
Список иллюстраций:
Фотопортрет А.А. Риццони
А. А. Риццони. В римской остерии. 1871. Холст, масло. Из собрания ИОХМ
А. А. Риццони. В таверне. 1880. Холст, масло. Из собрания ИОХМ
А. А. Риццони. Возвращение с рынка. 1872. Холст, масло. Из собрания ИОХМ
А. А. Риццони. Приятели. 1874. Холст, масло. Из собрания ИОХМ
А. А. Риццони. Сбор на монастырь во Фраскати. 1873. Холст, масло. Из собрания ИОХМ
|