Однако жизнь продолжалась, и в музей вскоре начали поступать новые экспонаты. Неоценимую роль в этом сыграл Иван Иванович Власов (1880—1943) — юрист, краевед, на тот момент руководитель особой структуры — местного подотдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины, созданного при Наркомате просвещения РСФСР. Базировался подотдел через дорогу, в бывшем родовом доме Бурылина, который по просьбе Власова остался хранителем собственного музея. Вскоре состоялась их совместная, довольно дерзкая (в духе Власова) поездка в Москву, откуда было доставлено множество картин, находящихся ныне в ИОХМ. И каких картин! «Грачи прилетели» Саврасова (вариант), полотна Сурикова, Семирадского, Клодта, Крымова, Судейкина и множество других. Мандаты на осмотр столичных «складов» реквизированных ценностей (так называемых «пролетарских музеев») были выданы по личному распоряжению председателя Моссовета Л.Б. Каменева.
В 1920 году Иваново-Вознесенск стал одним из пунктов доставки произведений художников авангарда. Реализации образовательного проекта способствовало наличие в городе «дореволюционной базы» — рисовальной школы, которая с 1913 года находилась в здании музея. В ноябре 1918 года она была преобразована в Свободные государственные художественно-промышленные мастерские, где предполагалось готовить художников текстильного рисунка, проникнутых «духом авангарда». Таким образом, музей и СГХПМ оказались идеально сосредоточены в одном месте. Картины, несколько месяцев пролежавшие в Музейном бюро ИЗО Наркомпроса, все же были получены (на сохранившихся в РГАЛИ бланках — подписи В.И. Кандинского, А.М. Родченко и И.И. Власова). Однако сейчас в собрании ИОХМ лишь 11 из 39 произведений, присланных «для пополнения музеев» Иваново-Вознесенска и Шуи. И это была всеобщая проблема провинциальных музеев первой половины 1920-х годов: система учета еще не сложилась, а авангард еще ни во что не ставили. В числе утраченных — работы О. Розановой, А. Моргунова, А. Веснина, М. Ле-Дантю, В. Барта, Н. Певзнера, А. Лабаса, П. Кузнецова и других авторов. Поиск следов «потеряшек» продолжается.
Существенную роль в становлении художественного собрания музея сыграли поступления предметов, как тогда писали «усадебно-помещичьего и фабрикантского быта». В числе главных — усадьбы Н.П. Рузского и Каретниковых.
Николай Павлович Рузский (1865—1927) — крупный банковский служащий, сахарозаводчик и пароходчик, двоюродный брат известного генерала Н.В. Рузского, принимавшего отречение Николая II, и вскоре казненного большевиками. В 1911 году Николай Павлович купил участок земли на берегу Волги напротив Кинешмы, где построил усадьбу «Студеные ключи». Будучи человеком влиятельным, увлекающимся музыкой и изобразительным искусством, Рузский покровительствовал творческой богеме. Его усадьбу посещали Шаляпин, Рахманинов, Лядов, Зилоти, художники Бобровский и Яровой. В 1918 году Н.П. Рузский выехал из России, скончался он в Париже в 1927 году.
После его эмиграции имение было обследовано заведующим подотделом искусств Кинешемского уездного исполкома Л.Н. Невским, который составил докладную записку: «… усадьба Рузского является редкой сокровищницей искусства. По форме и содержанию это законченный музей. Здесь находятся редкие экземпляры художественных вещей, оригинальные картины художников, как русских, так и иностранных…[…] Обширна и прекрасна коллекция стильной мебели…». Однако желание Невского сохранить усадьбу и устроить в ней музей не сбылось. Художественные ценности вывезли и поделили между музеями Иваново-Вознесенска и Кинешмы. Среди шедевров из усадьбы Рузского в ИОХМ — «Лето» М.В. Нестерова, «Девушка с гитарой» и «Натюрморт» К.А. Коровина, «В келье» С.А. Виноградова, работы Туржанского, Бобровского, Крыжицкого, других мастеров импрессионистического направления.
В 1919—1920 годах в Губернский музей поступили предметы из имения Каретниковых в Оболсунове близ города Тейково. Основатели текстильного производства не были программными собирателями: часть коллекции выполняла скорее репрезентативную роль, другая отражала личные вкусы и приобреталась для украшения быта. Пять полотен замечательного мастера портретного жанра В.А. Тропинина входят в топ-коллекцию жемчужин собрания ИОХМ. Картины профессора живописи А.А. Риццони представляют жанровые сценки повседневного итальянского быта. Вошедшая в моду на рубеже XIX—ХХ столетий позднеакадемическая живопись представлена именами Ф.А. Бронникова, Н.В. Неврева, В.И. Якоби, К.Е. Маковского. В числе произведений довольно редких для русского провинциального быта — работы мастеров голландской и фламандской школ XVII—XVIII века, наиболее известным из которых является Филипс Воуверман (1619—1668).
К концу 1921 года в музее уже оформилась мысль «о целесообразности выделения картинного собрания в особую картинную галерею, для которой необходимо было бы совершенно обособленное помещение по возможности вблизи от Губмузея». До воплощения этого утопического на тот момент проекта в реальность оставалось почти сорок долгих лет.
Автор текста - Наталья Рыжикова
Источники и литература:
Государственный архив Ивановской области.
Российский государственный архив литературы и искусства.
Научный архив ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина.
Рыжикова Н.А. Из истории формирования коллекции Ивановского художественного музея // Краеведческие записки. Выпуск IX. Иваново, 2006.
Орлов Д.Л. Иваново-Вознесенский губернский музей. 1924 год. Иваново: Издатель Епишева О.В., 2014.
Виноградова Л.П. Живописная коллекция тейковских купцов Каретниковых в собрании Ивановского художественного музея // Научно-практическая конференция «История Тейкова в лицах». 5 сентября 2003 года. Иваново, 2004.
Список иллюстраций:
К.А. Коровин. Девушка с гитарой. 1914. Холст, масло. Из собрания Н.П. Рузского
А. А. Риццони. В римской остерии. 1871. Холст масло. Из собрания Каретниковых
В.А. Тропинин. Мальчик со щегленком. 1825. Холст, масло. Из собрания Каретниковых
М.В. Брянский. Невеста, получившая обратно обручальное кольцо. 1868. Холст, масло. Из собрания Каретниковых
Н.В. Неврев. Эпизод из жизни Петра I. 1899. Холст, масло. Из собрания Каретниковых
Неизвестный художник. Голландская школа. Пейзаж с ветряной мельницей. XVII в. Холст, масло. Из собрания Каретниковых
М.В. Нестеров. Лето. 1905. Холст, масло. Из собрания Н.П. Рузского
С.А. Виноградов В келье. 1916. Холст, масло. Из собрания Н.П. Рузского
А.К. Саврасов. Грачи прилетели. 1880-1890-е [?]. Холст, масло. Из Первого пролетарского музея Москвы
О.В. Розанова. Трефовый валет. 1912-1915. Холст, масло. Из Музейного бюро отдела ИЗО Наркомпроса
|