Рано осиротев, братья оказались в семье своего крестного отца, который определил их в Московский кадетский корпус. Но учеба братьев не особенно интересовала — хотя характерами они отличались и впоследствии сильно враждовали, их объединяла общая любовь к цирку.
Анатолий был красив, изящен, обаятелен, самолюбив и дерзок. На цирковой арене он безбоязненно критиковал власть имущих, одним из первых перестал использовать грим, начал выступать не под артистическим псевдонимом, а под собственным именем — «русский соло-клоун Анатолий Дуров». Он блестяще владел всеми видами циркового искусства, но предпочел работать как клоун-дрессировщик: исполнял забавные «кунсштюки» с домашними животными. Авантюрист и мистификатор, он превратил личную жизнь в череду эпатирующих перформансов: разъезжал на зеленой свинье под окнами губернатора, нанимал карликов в качестве телохранителей, покупал «собственные цирки» и, не заплатив за выступление труппе, исчезал из города. Тем не менее, снискавшего бурные овации зрителей артиста приглашали на гастроли лучшие цирки России и Европы.
Наверное, уже назрел резонный вопрос — как же связано имя Дурова с историей художественного музея? Анатолий Леонидович был наделен многими талантами — авиатор, актер кино, художник и … заядлый коллекционер, о чем сейчас мало кто знает. О Дурове написаны книги, очерки, статьи, но об этой стороне его деятельности редко упоминается. Между тем, много путешествуя по миру, он собрал поразительную коллекцию.
Как оказалось, иваново-вознесенский и воронежский собиратели знали друг друга не понаслышке. Знакомство произошло не иначе как во время гастролей одного из цирков с участием артиста Дурова в нашем городе. Отношения сложились не просто деловые, а дружеские — в коллекции ИГИКМ сохранилась одна из визиток А.Л. Дурова, отправленная Д.Г. Бурылину с припиской «Съ Новымъ годомъ!».
В 1901 году Дуров купил дом в Воронеже, превратив его в настоящий «музей-паноптикум»: комнаты в стиле рококо, жакоб, декаданс были оформлены по эскизам самого Константина Коровина. В музее хранились экспонаты мирового уровня, прежде всего — «мумия египетская» и «саркофаг из коллекции Гофмейстера Двора его Величества М.А. Хитрово». Вероятно, именно они в первую очередь заинтересовали Д.Г. Бурылина, когда в 1913 году он купил «музей-паноптикум» целиком за десять тысяч рублей. Сделка была вынужденной: накануне цирк Дурова сгорел, дела шли неблагополучно — по всей видимости, реализация музея «оптом» была твердым условием артиста. В том же году Дмитрий Геннадьевич во время путешествия по Египту приобрел еще одну мумию и саркофаг (как известно, в собирательском азарте он был неудержим).
Из сохранившегося каталога музея А.Л. Дурова можно составить представление о масштабе и ценности коллекции. Более 700 каталожных номеров с перечнем египетских и античных древностей, восточных предметов, редкой посуды, но главное — ценных произведений изобразительного искусства. Их авторами были не только современные Дурову художники, чье творчество было модным и востребованным, но и признанные мастера русской реалистической школы В. Перов, И Шишкин, В. Маковский, И. Айвазовский, Л. Лагорио, В. Поленов — 76 имен и более 160 работ.
Для «всеядного» собирателя Бурылина приобретение станковых картин и рисунков не было приоритетным направлением. Однако строительство музея, задуманного как «энциклопедия» мировой культуры, было в полном разгаре, и коллекционер понимал, что есть определенные лакуны, которые необходимо восполнить. Купленным произведениям он предоставил лучшее место в новом музее — самый большой и красивый зал — Картинный, или Белый, как его называют сейчас. Именно он и стал прообразом художественного музея, где коллекции А.Л. Дурова отведена значительная роль.
P.S. В собрании Дурова много авторов с польско-украинскими и сербскими корнями — живописцы Е. Вучичевич, В. Эшкичевич, С. Васильковский, плакатисты-иллюстраторы С. Животовский, Ф. Рожанковский, скульптор С. Жечинский. Среди них первенство занимает исторический баталист Войцех Коссак, автор хранящегося в ИОХМ уникального фрагмента грандиозной панорамы «Битва у пирамид», посвященной египетской экспедиции Наполеона. Как оказалось, славный род Дуровых восходит к польским дворянам Туровским. В ХVI веке обрусевшие Туровские стали Туровыми, а затем для легкости произношения — Дуровыми.
Автор текста - Наталья Рыжикова
Источники и литература:
Каталог музея Анатолия Леонидовича Дурова. Г. Воронеж: Типо-Лит. «Т-ва Н. Кравцов и К°», 1911 (Машинописный вариант).
Кузнецов Е. Цирк. Происхождение. Развитие. Перспективы. М.-Л.: ACADEMIA, 1931.
Визитница Дмитрия Геннадьевича Бурылина. Каталог. Иваново: Издатель Епишева О.В., 2012. С. 17-18, 20.
https://shkolazhizni.ru/culture/articles/18400/
Список иллюстраций:
Картинный зал музея Д.Г. Бурылина, 1914-1916
Верещагин В.П. Этюд рук Христа. 1892
Батюков И.П. Проводы. 1891
Галкин И.С. Портрет А.Л. Дурова. 1909
Школьник И.С. Натюрморт с розами в голубой вазе. Начало ХХ в.
|