Необычна ее композиция. Изображен момент, когда ученики на приставленных к Кресту лестницах начинают снимать тело Христа. Никодим бережно опускает правую руку, Иосиф освобождает от гвоздя левую. Иоанн поддерживает голову Спасителя и его плечи. Еще один ученик обхватывает бедра, Магдалина приникла к стопам. Освобождаемое от гвоздей тело Христа безвольно изогнулось. У подножия Креста жены-мироносицы хлопочут вокруг потерявшей сознание Богородицы.
Рисунок и характер живописи свидетельствуют о провинциальном происхождении афонского изографа: фигурам придана материальность, а ликам - суровость и глубокая скорбь. Острота психологических характеристик искупает пластическое несовершенство иконы.
Особым эмоциональным центром «Снятия со Креста» стал образ полулежащей Богоматери в окружении мироносиц. Традиционно византийские художники изображали ее стоящей «при Кресте». Позднее в изображениях сцены печаль Марии становилась все более эмоциональной, соединялась с экспрессивными образами плакальщиц.
Отправной точкой для данного варианта икон со сценами «Снятия со Креста» стал рисунок Рафаэля (1510-1520). На нем художник изобразил Деву Марию лишившейся чувств при виде безжизненного тела Христа. Две мироносицы на коленях поддерживали упавшую Богоматерь и ее склоненную голову. Сподвижник Рафаэля Санти и гравер Маркантонио Раймонди выполнил с рисунка гравюру, которая стала использоваться православными мастерами как лицевой подлинник.
К настоящему времени подобных икон сохранилось лишь несколько. Одна из них - в собрании Ивановского художественного музея.
Автор текста – Елена Белянина
Список иллюстраций:
Икона «Снятие со креста». XVI в. Дерево, темпера. Ивановский областной художественный музей (обложка)
Икона «Снятие со креста». Византийский музей, Афины
Маркоантонио Раймонди. Гравюра «Снятие со креста». Британский музей, Лондон
Икона «Снятие со креста». Музей Бенаки, Афины
|