Коллекция античных памятников была собрана Д. Г. Бурылиным и не пополнилась с тех пор ни одним экспонатом. Впервые широкой публике она была представлена в 1903 году в залах Иваново-Вознесенской женской профессиональной школы в составе «Выставки редкостей и древностей из собрания Д.Г. Бурылина», образуя один из шести разделов. Освещая данное событие, газета «Северный край» писала, что греко-римская часть экспозиции «не может дать ничего нового тому, кто видел собрание греческих и римских древностей в Эрмитаже». За сухой констатацией факта читается превосходный комплимент собирателю. И это не удивительно.
Собранные Бурылиным предметы отображают быт, культуру и религиозные воззрения античной ойкумены с VI века до н.э. по IV век н.э. В состав античной коллекции входят: глиняная посуда с прекрасными образцами греческой вазовой росписи различных стилей и краснолаковой римской керамики, изделия из стекла и металла, масляные светильники, терракоты, детали акведука, мраморные урны, известняковые стелы, экземпляры надгробных гипсовых украшений, несколько десятков подделок, выполненных из глины, и небольшое количество предметов раннего средневековья.
Коринфская ойнохоя (сосуд для вина) периода архаики (VI в. до н.э.), различные чернолаковые и краснофигурные греческие сосуды периода высокой классики (V - IV вв. до н.э.), скульптурный портрет Фаустины II (III в. н.э.), мраморная урна Марка Патриция Фирмана (III - II вв. н.э.), помпейская мозаика «Петух» (I в. н.э.) по праву считаются выдающимися образцами античного искусства. Коллекция памятников Греции и Рима создает наглядный зримый образ архаичного мира - колыбели современной Европы, хотя от былой античной коллекции Д.Г. Бурылина в настоящее время осталась примерно половина.
Еще не отгремели бои Второй мировой, а Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при Совете министров РСФСР в 1944 году уже отдал распоряжение оказать помощь музеям освобождения Крыма в виде передачи античных памятников, имевших отношение к Северному Причерноморью. В 1945 году Иваново отправило в Керчь почти полторы тысячи узейных предметов из собрания Д.Г. Бурылина. Благородный поступок, но спустя десятилетия стало известно, что с наступлением мирной жизни в музеи Крыма вернулись эвакуированные предметы. Кроме того, на территориях многочисленных бывших греческих колоний в Крыму регулярно проводились археологические раскопки. Античные находки передавали в музеи со строительных площадок и земель частных владельцев. Невольно задаешься вопросом: «Стоило ли так спешить с возвратом вещей на историческую родину, приобретенных, по словам Бурылина, «с большой нуждой и трудами»?» Доказательством огромных сложностей при формировании античной коллекции служит переписка коллекционера с керченским антикваром Е.Р. Запорожским, достойная стать основой для написания сценария к остросюжетному фильму.
По-прежнему актуальным остается вопрос провенанса античной коллекции Д.Г. Бурылина. Многочисленная переписка собирателя с потенциальными поставщиками древностей часто не поддается «дешифровке» и соотнесению изложенной в письмах информации с конкретными предметами. Попробуйте определить, о каких именно экспонатах идет речь в письме А.П. Прато, адресованном Д.Г. Бурылину из Рима в сентябре 1910 года: «…купиль Гробница исъ подношку, й буста Нерона, на обше ценну 1500. лир исъ ихны упаковку (три яшикъ под № 6018. – 19-20. й хоторы отправлялне на Ваше адресъ по ж. Дорогъ на маломъ скоростй.)».
Автор текста - Галина Солнцева
Источники и литература:
Додонова А. Дмитрий Геннадьевич Бурылин. Иваново, 1997.
Солнцева Г.А. Об истории коллекции «Древнего мира» из Ивановского областного художественного музея. // Вестник древней истории. М., 2000. С. 167-173.
«Я надеюсь, что это пригодится…» (Д.Г. Бурылин)» / под общ. ред. Д.Л. Орлова. – Иваново: Издатель Епишева О.В., 2011.
Список иллюстраций:
Мозаика «Петух». Помпеи. I в. н.э. Шифер, мрамор, природные камни, смальта
Урна Марка Патриция Фирмана. Рим. II - III вв. н.э. Мрамор
Маска Геракла. Боспор. II в. н.э. Глина
Неизвестный скульптор. Портрет Фаустины II. Рим. III в. н.э. Мрамор
Круг мастера грифонов. Пелика краснофигурная. Аттика. 370-360 гг. до н.э. Глина, лак, краска, позолота
Ойнохоя краснофигурная. Южная Италия, Кампания. IV в. до н.э. Глина, лак
Стела Маса и Психарион. Фрагмент. I в. н.э. Известняк
Аск чернолаковый. 250-150 гг. до н.э. Глина, лак
|