Пожалуй, и в Ивановском художественном музее наиболее посещаемой экспозицией является зал памятников культуры и искусства Древнего Египта, собранных Д.Г. Бурылиным более века назад. Далекий, таинственный, как будто инопланетный, мир древнеегипетской цивилизации подчеркивает аскетичное оформление зала. Строгие, вытянутые в высоту линии музейного оборудования, окрашенного в светлый цвет, с чередующимися нишами, напоминают фасады и застывшие монументальные скульптуры древнеегипетских храмов, воскрешают образы величественных пирамид, с таинственными шахтами, характерными настенными росписями и текстами, представляющими оригинальную систему письма.
На протяжении 40 веков страна фараонов сумела сохранить неповторимую самобытность своей культуры. Изобразительное искусство, являясь составной частью религиозных воззрений и заупокойного культа, развивалось в рамках четко выработанных канонов. Вот почему даже немногочисленные экспонаты, пришедшие к нам из египетских усыпальниц (саркофаг щитоносца Анхефа, канопы, ушебти, скульптурки богов египетского пантеона, предметы повседневного обихода) с периода Среднего царства (XXI - XVIII вв. до. н.э.) по 30 - 395 гг. н.э., когда Египет превратился в одну из важных провинций Римской империи, позволяют составить цельное представление о жизни этой удивительной цивилизации.
Наибольшее любопытство неизменно вызывает мумия женщины, жившей в середине I тысячелетия до нашей эры. Особое внимание к ней, вероятно, связано не только с интересом к религиозным верованиям и погребальному обряду древних египтян, но и с возможностью ныне живущим приоткрыть завесу над тайной смерти. Сакральный смысл экспоната усиливает история поступления мумии в собрание Д.Г. Бурылина, художественно изложенная в книге Александра Беневоленского «По следам древней тайны».
Значение древнеегипетской коллекции, собранной Д.Г. Бурылиным, трудно переоценить. Она пользуется особой популярностью не только у посетителей музея, но и вызывает неустанный интерес у ученых разных стран. Последнее открытие было сделано два года назад московским египтологом В.А. Большаковым. Исследователь установил, что имеющая антропоморфную форму расписная мумийная доска (клали в саркофаг поверх мумии), находящаяся в запасниках ИОХМ, и саркофаг щитоносца Анхефа 21-ой египетской династии (XI - X вв. до н.э.) из экспозиции, составляют единый погребальный комплекс. Сильно потемневшая роспись мумийной доски долгие годы не вызывала ассоциаций с саркофагом Анхефа, освобожденным во время реставрации от временных наслоений. Тщательное обследование артефактов выявило не только стилистическое сходство двух памятников, но и неоднократно повторенное имя Анхефа в текстах, сопровождающих роспись на мумийной доске. Очень важно, что данное открытие подтверждается и документально. Теперь можно с полной уверенностью сказать, что указанные памятники ранее входили в состав воронежского музея-паноптикума, созданного известным цирковым артистом Анатолием Леонидовичем Дуровым, и были куплены у него Д.Г. Бурылиным в 1913 году.
Автор текста - Галина Солнцева
Источники и литература:
Каталог музея Анатолия Леонидовича Дурова. Воронеж, 1911.
Беневоленский А.М. По следам древней тайны. Ярославль, 1966.
Большаков В.А. Саркофаг Анхефа в собрании Ивановского областного художественного музея // Вестник древней истории. М., 2020. Том 80 - № 1. С. 192-234.
Солнцева Г.А. Об истории коллекции «Древнего мира» из Ивановского областного художественного музея. // Вестник древней истории. М., 2000. С. 167-173.
Список иллюстраций:
Д.Г.Бурылин с семьей во время путешествия по Египту. Бумага, фотопечать
Саркофаг щитоносца Анхефа. XXI династия. Дерево, ткань, краска
Статуэтка Исиды с Гором. Поздний династический период или период Птолемеев. Алебастр
Ушебти. Поздний династический период. Зеленый фаянс
Крышка канопы. XIX - XX династии. Фаянс, краска
Статуэтка мужчины. Фрагмент. XIII династия. Гранит
Статуэтка быка. Амулет. Поздний династический период [?]. Бронза
Статуэтка кошки. Фрагмент. Поздний династический период или период Птолемеев. Бронза
|