Ученые, излагая диаметрально противоположные гипотезы происхождения игральных карт, сходятся в одном: первыми известными в Европе были карты Таро — ключ к пониманию таинств магии и астрологии, нумерологии и алхимии, кабалистики и оккультизма. Лишь избранным открывающие скрытое значение символов, карты пользовались безусловным авторитетом в масонских ложах. Не отсюда ли тяга Бурылина, собравшего бесценную масонскую коллекцию, к приобретению карт, среди которых обнаружено несколько старинных образцов Таро русского и итальянского происхождения?
А быть может, Дмитрий Геннадьевич рассматривал карты через призму образовательную? Ведь именно социально-полезную идею народного просвещения он проповедовал, создавая свой музей. Много путешествуя, бывая в различных европейских городах, иваново-вознесенский собиратель мог без труда приобрести заинтересовавшую его современную колоду. Иное дело, если речь шла о картах поистине редких — в таких случаях он пользовался услугами «антиквариев».
Самым уникальным экспонатом в его собрании карт можно считать Детский гранд-пасьянс «Географические карты России с изображением гербов, костюмов и назначением верст от двух столиц для пользы юношества», составленный на рубеже 1820—1830-х годов историческим живописцем, а впоследствии служащим министерства финансов Константином Грибановым. Колода настолько ценная, что запрещена к вывозу с территории Российской Федерации, а аналоги ее хранятся лишь в ведущих столичных музеях, архивах и библиотеках.
Вся Российская империя того времени представлена на 80 картах стандартного небольшого размера, и каждую можно разглядывать, читать, да и просто любоваться. 70 губерний и 10 регионов с другими формами устройства предстают каждая на своей карточке. Ювелирно исполнены герб, местный народный костюм (мужской и женский), собственно географическая карта губернии и ее неформальные достопримечательности (например, «дом, где жил Суворов», или «чугунно-плавильный завод», или «главный военный порт, основанный Петром I»). Крошечными, но читабельными каллиграфическими буквами выписаны названия основных городов, указано число жителей, расстояние до обеих столиц в верстах; отмечены реки, леса и озера; охарактеризована почва, промыслы, климат. К концу игры дети были должны сложить все 80 карт таким образом, что они ложились соответственно к одному из пяти речных бассейнов морей Балтийского, Черного и Каспийского, Северного океана и Кавказа.
Из бурылинского собрания в художественный музей было передано около 160 колод XVIII—начала ХХ века: игральные, гадальные, пасьянсные, сатирические, детские, игрушечные, дорожные карты из России, Европы, Японии и Китая. Однако самые интересные из них — учебные русские и иностранные карты с видами городов, историческими и литературными персонажами, по астрономии и ботанике, музыке и мифологии, русским пословицам и поговоркам.
Во времена СССР собрание игральных карт априори было не востребовано — азартные игры входили в разряд времяпровождения, неприемлемого для советского человека. В «лихие девяностые» табу было снято, и вскоре музей заявил о коллекции громким проектом «Мир для меня — колода карт», где «карта» рассматривалась как универсальная модель мира, как отражение художественной, стилистической, этической и досуговой культуры своего времени.
Численность карточной коллекции в художественном музее растет с каждым годом: на сегодняшний день она более чем втрое превысила первоначальный состав. Важное место в ней занимают эксклюзивные колоды, выполненные по рисункам, эскизам, макетам А. Шарлеманя, О. Розановой, П. Баженова, А. Орлеанского, С. Святченко.
Автор текста - Наталья Рыжикова
Источники и литература:
Русские музеи: Уникальные коллекции /WAM № 12—13 /2004.
Ардер А. Чудеса и приключения. 2019. № 7.
Список иллюстраций:
Обложка:
Ван Гой и Ван Стивен, с ориг. П. Монфреди.Гвардейцы за игрой в карты
Нидерландская школа, XVIII в. Бумага, резец
Планшет №1:
Грибанов К. Детский гранд-пасьянс «Географические карты России с изображением гербов, костюмов и назначением верст от двух столиц для пользы юношества». Москва, Типолитография М.О. Вольфа, конец 1820-х-начало 1830-х гг.
Планшет №2-3:
Неизвестный художник. Карты для гадания по типу Таро. Российская империя, 2-я пол. XIX в.
Планшет №4-5:
Неизвестный художник. Игральные карты с гербами кантонов и видами швейцарских городов и селений. Швейцария, 2-я пол. XIX в.
Планшет №6:
Неизвестный художник. Карты для игры в тарок с жанровыми сценами
Франция, начало XIX в.
|