Пожалуй, самая экзотичная в собрании Д.Г. Бурылина восточная коллекция — предметы культа и быта из Японии, Китая, Тибета, Монголии, Индии, Персии, Средней Азии — насчитывала около пяти тысяч артефактов. Массовое приобретение произведений искусства из стран Востока определялось не только повышенным к нему интересом на рубеже XIX-ХХ веков, но и доступностью предметов коллекционирования, как на европейских, так и на отечественных антикварных рынках. Бывая в Москве или Петербурге, Дмитрий Геннадьевич непременно заглядывал к владельцу московского магазина «Старина и роскошь» Оскару Йокишу или к колоритной питерской старьевщице Брайне Мильман. Бывало и так, что вещи приобретались по письменному описанию, «не глядя» — например, у киевского коллекционера Ивана Андреевича Богданова.
Восточные предметы Д.Г. Бурылин первоначально разместил в цокольном этаже собственного дома, а затем — в открывшемся Музее промышленности и искусства. О том, как выглядело собрание, можно судить по описанию, составленному первым советским заведующим Губернским музеем, художником Аркадием Максимовичем Кузнецовым: «Восточный отдел посвящен Китаю, Японии, Индии, Тибету и Персии и заключая в себе произведения искусства и промышленности, предметы культа и предметы домашнего обихода, представляет богатый материал для изучения религий и культуры перечисленных стран. Китайские и японские изделия из серебра, бронзы, слоновой кости, безукоризненные по технике и прекрасные по форме; фарфор, эмаль, среди которой есть чудесные китайские образцы XVIII столетия; лаки, поделки из дерева, вышивки, картины дают полное представление о самобытном творчестве и изумительно-виртуозной работе китайцев и японцев. Костюмы и украшения, веера, зонты, столовые приборы и масса всевозможных повседневно употребляющихся предметов — выявляют характерные черты быта — быта своеобразного, чуждого нашей культуре, поражающего своими особенностями. Разная мебель, бронзовая и медная посуда, масса ваз, блюда, стальные фигуры птиц и зверей самой причудливой формы, оружие, изукрашенное орнаментацией и письменами – знакомят с искусством Индии и Персии. […] Колоссальный пантеон божеств, написанных и изваянных, резных и отлитых, масса предметов культа выделяются в ценную коллекцию. […] Будда в его превращениях, многочисленные бодхисатвы, свирепые «Докшиты», популярная в Японии и Китае «Куань-Инь» (богиня милосердия), божества войны, счастья, медицины, боги стихий, добрые и злые, Брама, Вишну и Шива — божества Индии, фигуры монахов, модели храмов. Священные сосуды, вазы, курильницы, чаши, подсвечники, магические зеркала, гонги и другие музыкальные инструменты при богослужении, домашние алтари; священные звери и птицы, львы, драконы, единороги, лисицы, аисты, масса фантастических животных — все это множество заключено в самые неожиданные формы из самых разнообразных материалов, подчас высокохудожественной работы».
В конце 1920-х годов Иваново-Вознесенский губернский музей начал переформатироваться из «коллекционного» в краеведческий. Восточная коллекция оказалась в числе непрофильных. 440 предметов, отобранных специалистами Музея восточных культур, были отправлены в Москву, однако в целом состав собрания сохранился.
В 1960 году бóльшая часть восточной коллекции Бурылина была передана в художественный музей. Аналогов ей в региональных музеях России нет, а потому так важно исследовать, сохранять, презентовать публике это уникальное наследие. Изучение собрания требует особых знаний — тут нужно постичь экзотику быта, основы вероучений, иконографию, пантеон божеств. Многие годы художественный музей сотрудничает с ведущими специалистами Музея народов Востока, Эрмитажа, Кунсткамеры. В перспективе — новые творческие проекты, способные стать заметным явлением в жизни нашего города.
Источники и литература:
Додонова А.А. Дмитрий Геннадьевич Бурылин. Иваново: Иваново, 1997.
Орлова Е.В. История восточной коллекции Д.Г. Бурылина //Краеведческие записки. Иваново: Юнона, 1998.
Кузнецов А.М. Иваново-Вознесенский губернский Музей //Художественный альбом «Красный Манчестер». Иваново-Вознесенская губерния. Часть I /Под ред. О.С. Литовского и И.А. Майорова. Издание «Реклампровинции» при газете «Рабочий край», 1925.
Текст - Наталья Рыжикова
Список иллюстраций:
1. Предметы культа и быта Китая и Японии в доме Д.Г. Бурылина. Начало XX в.
2. Ламаистская храмовая скульптура в виде священного Лотоса. Китай, XIX в.
3. Будда Амида. Япония, конец XIX в.
4. Божество счастья Фуркурокудзю. Япония, XIX в.
5. Афтоба и дастшуй, сосуды для омовения. Средняя Азия, Карши или Шахризябз, 1880-е гг.
|