II Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда» в формате 70-ти акций и мероприятий на различных площадках города отшумел, оставив как восторженные, так и самые неоднозначные впечатления участников и зрителей. Несомненно, выставочный проект «Два авангарда?! Рифмы» в Художественном музее стал, пожалуй, самым главным и самым зрелищным событием программы фестиваля в Иванове. |
Впервые концептуально соединились шедевры авангарда 1910-1920-х годов из собрания Ивановского художественного музея (И. Машков, О. Розанова, А. Экстер, Б. Шапошников, Д. Штеренберг) и лучшие произведения неофициальных художников – так называемой «второй волны авангарда» (А. Зверев, О. Рабин, Д. Краснопевцев, В. Немухин, Л. Мастеркова и др.) - это более 30 знаковых работ второй половины ХХ века из коллекции Музея AZ и его основателя Наталии Опалевой, представившей на презентации не только проект, но и миссию своего музея.
Знак вопроса в названии провоцирует полемику, указывает на дискуссионность и в каком-то смысле на парадоксальность проекта: а правомерно ли говорить о «втором авангарде» 1960-70-х годов? Что или какие критерии определяют авангардность того или иного произведения? Возможно, ответы на эти вопросы дадут запланированные кураторские экскурсии Сергея Соловьева в рамках работы выставки и лекции с участием авторитетных исследователей искусства авангарда.
Проект рассматривается организаторами как повод сопоставить цели, смыслы, мотивацию, эксперименты с пространством, формой и цветом лидеров русского авангарда и формалистические поиски отечественных художников середины ХХ века.
Зрителю предлагается увлекательный маршрут по выставке: начав с очевидных перекличек на уровне сюжетов и мотивов (каждый из залов музея имеет тематическое обозначение – «Букет», «Валет или туз?», «Селедка», «Цветоконструкция» и т.д.), кураторский замысел предлагает увидеть общие духовные основы художественных новаций начала ХХ века и поисков нового пластического языка в эпоху «оттепели».
Организаторы фестиваля и выставки, в частности, ставят вопрос: существует ли авангард в ХХI веке? Он и сейчас в истории искусства остается открытым. Одним из ответов на него, уверен куратор, могут служить произведения медиа-художника Платона Инфанте, впервые показанные в проекте «Игра» Музея AZ.
Выставка расширила границы заявленной темы активным включением в экспозиционный ряд ивановских агитационных тканей, футуристических стихов 1910-1920-х годов и перекликающихся с ними отрывков из поэмы Анатолия Зверева «О живописи» (1960), создав тем самым, наряду с живописью, графикой и скульптурой, убедительную по силе эмоционального воздействия на зрителя атмосферу или иллюзию реального присутствия и осмысления кодов, знаков и символов авангардного искусства.
Выставочный проект будет открыт для посещения с 13 сентября по 20 ноября 2019 года
|