Стало доброй традицией, начиная с 2002-го, открывать юбилейные выставки из произведений, завещанных художником нашему музею и малой родине, давшей ему путевку в жизнь и мир искусства: «Александр Морозов» (2007), «Весна на Масловке» (2012) и, наконец, последняя - «Александр Морозов. Искания. Начало стиля» (2017), составленная из работ только начинавшего свой творческий путь художника. Новый выставочный проект (2022) представляет уже сложившегося, зрелого, но, как в молодости, ярко-эмоционального и искреннего мастера.
Главная тема в творчестве Морозова – это то, о чем он на склоне лет говорил: «Мне и теперь это бесконечно нравится»: «мир на расстоянии вытянутой руки» или «среда обитания художника», которые он тщательнейшим образом выстроил и сделал неисчерпаемым источником вдохновения и сюжетов для своих работ.
Мир Морозова начинается (и таким открывается зрителю) с интерьеров его комнаты: мебели, скромных предметов быта, привычных ему вещей, растений и цветов в горшках и ящиках, букетов разной степени свежести, стоящих на подоконниках... Двухэтажный старый дом на Петровско-Разумовской аллее, где под окном – «его сад, его деревья, его кусты и цветы» - бесконечное количество раз становится «главным героем» его картин и рисунков. Впоследствии продолжит его картину мира Верхняя Масловка с ее городком художников, с примыкающими к ней Петровским парком и угодьями Академии имени К.А. Тимирязева. Именно этот район Москвы художник любил не только потому, что здесь у него впервые появилось то, что можно с полным правом назвать своим домом, но и потому, что здесь долгое время почти неизменным сохранялся тот «дачный» уклад жизни, который позволял художнику чувствовать себя «не в толпе», поскольку возможность уединиться, чтобы работать и «быть никем не растревоженным», Александр Морозов ценил всегда. Конечно, была и Москва столичная с ее первыми высотками, широкими проспектами, речными портами, железной дорогой… С новой архитектурой Москвы и ее индустриальными объектами он научился - наяву и «на холсте» - оставаться один на один. Так он «избавлялся» от толпы, мешавшей ему, как он говорил, правильно видеть и чувствовать.
На протяжении долгой творческой жизни Александр Морозов оставался верен тем темам, которые были неотъемлемой частью его повседневной жизни - тому, что он любил, понимал, ценил, считал красивым. Очевидно благодаря этому постоянству в выборе сюжетов, отсутствию погони за «модными» или «нужными», его работы всегда предельно честны, подкупающе искренни и по-настоящему красивы.
Куратор - Ирина Чупарина
|