15 февраля 2022 года исполнилось 85 лет со дня рождения Бориса Сергеевича Павлова (1937- 2021) – заслуженного художника России, лауреата областной премии по изобразительному искусству им. М. Малютина (1999), чьи работы находятся в коллекциях музеев Владимира, Иванова, Плёса, Хабаровска, Шуи, а также в частных собраниях.
Борис Павлов родился в городе Шуя Ивановской области. В 1952 году поступил в Ивановское художественное училище, где в то время педагогами были И. Н. Нефёдов, С. Н. Троицкий, А. Н. Братолюбов, Д. И. Миловский, Е. П. Зимин. В 1957 году Павлов стал студентом живописного отделения Московского художественного института им. В. И. Сурикова. Он занимался у преподавателей Г. Г. Королева, К. М. Максимова, но особое влияние на него оказал Александр Дейнека: «Нельзя слепо копировать натуру, нужен отбор», — этот завет мастера стал основополагающим в творчестве Б. С. Павлова. Впоследствии Борис Сергеевич и сам стал преподавать – сначала в Хабаровском педагогическом институте на художественно-графическом факультете, а с 1966 по 1983 год - в Ивановском художественном училище. В 1975 году Б.С. Павлов был принят в Союз художников СССР. Его творческий путь длился более полувека – с начала 1960-х до 2010-х годов.
Бориса Сергеевича не стало летом 2021 года. Ещё при жизни он позаботился о своих работах, сделав два крупных дарения: музею родного города – Шуи, и Ивановскому областному художественному музею.
В юбилейный для автора год Художественный музей показывает избранные, преимущественно живописные работы из собственной коллекции. Опорные точки экспозиции – портреты. Жанр, которому Борис Сергеевич отдавал предпочтение всегда. Особенно ему удавались женские образы: он чутко улавливал тип современной женщины, её пластику. Его героини привлекают своей ненарочитой красотой, которая заключена не столько во внешних чертах, сколько во внутреннем состоянии модели.
В пейзаже художник «искал возможность освежить палитру». Павлов не писал этюды в общепринятом смысле, чтобы запечатлеть на холсте ландшафтный мотив. Его привлекал поиск композиционных закономерностей и колористических решений, определенного состояния природы, в которой у мастера всегда ощутимо присутствие человека. Живописный натюрморт – редкость среди павловских работ. Это скорее поле для экспериментов, демонстрирующее интерес художника к формотворчеству. Отсюда - геометризация предметов, лаконичная цветовая гамма, игра ритмов, – натюрморты «на контрасте» и «с акцентом». Особая тема в художественной биографии Бориса Сергеевича – «ню». Именно с Павлова началась «легализация» этого сложного жанра в ивановской художественной среде. Деликатность, чувство меры и умелое акцентирование выразительных особенностей натуры делают «ню» Павлова произведениями чистой красоты без тени пошлости и вызова.
Монументальное обобщение и в то же время эмоциональная выразительность, стилевые нюансы - то, что отличает творчество Бориса Сергеевича Павлова, во все времена умевшего сочетать «суровый стиль» с чувством человеческой теплоты и тонким психологизмом. Это осознанное развитие художника-творца, который, пройдя долгий путь, остался верен себе и занял достойное место в искусстве.
Куратор - Виктория Солнцева
|