Вадим Николайчук - имя, хорошо известное знатокам современного искусства. Член Союза художников России, Член международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, лауреат премии имени М. И. Малютина за серию графических пастелей. Востребованный художник, чьи картины можно увидеть в галереях и выставочных залах Москвы и Санкт-Петербурга, на международных выставках. Его работы хранятся в коллекциях Ивановского областного художественного музея, Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также в частных собраниях Испании, Германии, Канады, России, США, Франции, Южной Кореи.
Вадим Николайчук – зрелый, состоявшийся мастер. Нарабатывая опыт и совершенствуя мастерство, он сохранил одно из главных отличий contemporary art - игру и живость ума. Иногда смыслы его полотен интригующе очевидны, иронично-прямолинейны, а иногда автор будто нарочно увлекает зрителя в сторону, расставляет «композиционные ловушки». Более близкое знакомство с творчеством художника уводит нас от абстракции к фигуративной ассоциативности. Среди цветовой феерии проступает, как корабль в предрассветном тумане, абрис предмета – кувшин, чашка кофе, силуэт рыбака или странник, подобный вихревому столбу в пустыне… В сложном переплетении линий не сразу удается узнать надписи, и пока мы ищем смыслы в силуэтах и пятнах, прямо перед нами извивается слово-ребус, буквы выстраиваются в замысловатую композицию, и слово становится объектом, направлением, названием или определением. Возникает особая метафизика, когда сквозь «плоть» картины мы улавливаем движение, очертание предмета, своего рода предощущение реальности, - состояние мира до того, как он оформился в нечто завершенное.
Большая часть экспозиции – результат труда художника последних пяти лет. Полотна Николайчука не считываются «на лету», - они требуют вдумчивости и субъективного переживания, и это переживание всегда положительно-эмоционально. Его пластические композиции гармоничны, апеллируют к чувству цвета, вызывающего тревогу или успокоение, - не случайно в активе художника десятки картин-состояний, которые схожи по стилю, но различны по духу. Может быть потому и «НЕактуальное искусство» - художник не шокирует и не бросает вызов. Не доказывает и не актуализирует «проблемы», не самоутверждается, а работает, кропотливо и усердно, добиваясь качества. Отсюда и ощущение наполненности полотен, на первый взгляд не обремененных сюжетом, и приобщённости к чему-то настоящему. Живопись Николайчука – это, в первую очередь, фактура. Никаких крайностей, ничего незначительного. Каждая вещь написана сообразно её собственной природе и ценности. Законы «формирования фактуры» подчинены лишь индивидуальному чутью художника.
Наряду с работами, только сошедшими с мольберта, в экспозиции можно увидеть редкие вещи 1990-х - начала 2000-х, заметно отличающиеся по манере исполнения. Здесь и явная фигуративность, от которой автор дистанцировался в последующие десятилетия, и элементы коллажа, - мы видим, как художник искал себя, экспериментируя с композицией и фактурой, как важно было для него воспроизвести материальный мир в смысло-формах. В этом он перекликается с художниками того самого «первого авангарда», которые воспроизводили фактуру, нарушая правила традиционного видения, но «оживляя» предмет за счет его внутренней структуры.
Художник не избегает смыслов, выходя за рамки предметности, но и не стремится к похожести. Ведь пребывая в реальном мире, все мы видим его по-своему. Одно и то же явление вызывает у нас разные чувства и реакции. Творчество Вадима Николайчука не требует прямого контакта или прочтения. Зритель волен сам интерпретировать образы, искать или не искать внутренний смысл, прочувствовать гармонию изменчивых «состояний» или восхищаться мастерством великолепного колориста.
Куратор - Виктория Солнцева
|