«Приношу в дар музею…» - выставка с таким названием проводится в музее уже восьмой раз и стала по-настоящему хорошей традицией. Экспозиция нынешнего года не столь многочисленна, но традиционно разнообразна по своему составу, изобилует удивительными и порой неожиданными сочетаниями и тем особенно интересна.
В 2018 году пополнились многие разделы коллекции музея. В современной живописи представлено несколько стилей и направлений. «В.И. Ленин с детьми» кисти Бориса Романычева – социалистический реализм с оттенком того, что сегодня принято называть советской мифологией. В собрании музея это первая картина с некогда широко распространенным сюжетом, романтизирующим образ вождя революции.
Татьяна Герасимова – московская самодеятельная художница – лично посетила музей и преподнесла в дар свою работу. Выпускница Педагогического института, она увлекается живописью с детских лет. Как художник неоднократно выставлялась в Москве на персональных и групповых выставках. Основной жанр ее работ – портрет, основное направление – реализм. Музей получил в дар «Портрет Фритьофа» и каталог художницы, дающий представление о ее творчестве.
Воспитанники ивановской живописной школы разных поколений – Андрей Жевакин (Ярославль) и Роман Антонов (Москва), также внесли вклад в формирование коллекции современной живописи. По итогам своей юбилейной выставки Андрей Жевакин передал музею две работы: лаконичный натюрморт «Ступка» и производящий особенно сильное впечатление за счет необычных композиционного и цветового решений портрет «Без названия». Роман Антонов – художник-примитивист, сочетающий наивно-детское и философское восприятие мира. В большинстве его героев угадываются черты автора. Мы узнаем художника в фигурке, задумчиво бредущей среди бескрайней синевы ледяной пустыни на живописном полотне «Домой». Он же загадочно усмехается с оригинально выполненной декоративной росписи на виниловой пластинке («Обернулся») и горделиво возвышается на постаменте в скульптуре «Со свечой». При этом Роман Антонов продолжает искать новые художественные приемы, пример тому — подаренная им графика — рисунки с элементами растушевки.
Многогранность таланта демонстрирует и представитель трех иваново-вознесенских текстильных династий, мастер гобелена из Москвы Андрей Мадекин. Он подарил не только поистине монументальных размеров гобелен с загадочным Сфинксом в кубо-футуристическом стиле в коллекцию декоративно-прикладного искусства, но и живопись, выполненную в манере фрески, – именно так на первых этапах создания тканого полотна автор прорабатывает свои сюжеты.
Оригинальные вещи пополнили восточную коллекцию музея. Китайская статуэтка первой половины ХХ века - лев-стражник - представляет собой фигурку-подсвечник льва с раскрытой пастью, с жемчужиной-шаром под левой лапой. Ценным дарением является каламкар – декоративная завеса, бытовавшая в странах мусульманского Востока (в основном Ирана) и Индии. Рисунки на таких завесах изначально делали тростниковым пером – каламом, а техника росписи называлась «каламкар», что и дало название самому изделию.
Значительный блок дарений представляют фотографии – в коллекцию филокартии Т.В. Щербакова передала альбом с фотографиями семьи Субботиных. Более 70-ти фотографий 1960-х годов (как выполненных в фотоателье, так и любительских) отражают характерные приметы времени – моду (одежда, прически, аксессуары), повседневную жизнь людей (школа, отдых на море, рождение ребенка и т.п.).
Чемпионат мира по футболу, ставший резонансным событием этого года, «подарил» музею посредством коллекционера-филателиста М.М. Зломновой оригинальный экспонат – конверт из серии «Футбол в искусстве» со специальным гашением марки в Санкт-Петербурге с изображением рисунка А.А. Дейнеки «Футбол» из собрания ИОХМ.
«Редкое издание» Художественного музея пополнили несколько книг, в настоящее время являющиеся библиографической редкостью. Они изданы небольшим тиражом, переиздание их, скорее всего, не предполагается, а для научной деятельности музея они могут стать ценным источником информации.
Каждая выставка дарений – это выставка-эксперимент. Это встреча художников, оставивших свой след в выставочной жизни музея прошедшего года. Встреча времен и поколений, разных культур и стилей. Чего бы вы ни ожидали от экспозиции – она непременно вас удивит. Именно это и показывает, что музейная коллекция – не застывшая форма, а живой и увлекательный процесс творчества и сотворчества.
Куратор - Виктория Солнцева
|