Известный живописец, заслуженный художник РСФСР Вячеслав Андреевич Федоров (1918-1985) многое сделал для развития русско-советской школы пейзажной живописи. Главной темой творчества Вячеслава Андреевича стал пейзаж средней полосы России. Им написано большое число картин и этюдов, посвященных различным, порой мимолетным, состояниям природы. Через пейзаж Федоров смог выразить самые многообразные чувства и переживания: радость бытия, гармоничное сосуществование с природой, любовь и нерасторжимую связь с родиной; много реже - грусть, одиночество, затерянность и бесприютность.
Начало профессионального творчества Вячеслава Федорова совпало не только с возросшим интересом к пейзажу (выставки, Сталинские премии, звания), но и со второй волной официального противостояния импрессионизму. Попытки, предпринятые рядом искусствоведов и художников (в том числе И.Э. Грабарем и К.Ф. Юоном) пересмотреть значение импрессионизма для советской картины окончились в целом неудачей (с 1946 по 1956). Партийно-художественной критикой по-прежнему ценились академическая выписанность, хорошая освещенность (отсутствие переходных состояний, сглаживающих или скрывающих контуры зданий), социалистическая направленность. Даже в «оттепельные» годы крупные мастера не могли избежать упреков в архаизме и социальной вялости (А.А. Пластов, «Ужин тракториста», 1961). Обращение художников к «живописности» или импрессионизму было во многом интуитивным, на стадии чувственного восприятия в этюде и эмоционально приподнятой интерпретации в картине. Русский импрессионизм молчаливо присутствовал в лирико-романтических пейзажах С.В. Герасимова, творчестве Н.М. Ромадина, послевоенных пейзажах В.Н. Бакшеева, «деревенских» картинах А.А. Пластова и Ю.П. Кугача.
Живописцы, пришедшие в большое искусство в начале 1950-х годов, оказались на рубеже идеологических эпох. Среди них – В.С. Гаврилов, братья И.П. и С.П Ткачевы, Б.С. Угаров, И.В. Сорокин, В.Ф. Стожаров. В своем творчестве они постепенно, не без трудностей, воссоздали пленэрно-импрессионистическую живопись, вернули в пейзаж простые человеческие переживания. Но для большинства из них пейзажный жанр не был основным. Выбор Вячеслава Федорова в пользу пейзажа как единственного в творчестве говорил о многом: не только о внутренней потребности в художественной беспартийности (серовское «отрадное»), но и о настойчивом стремлении сказать что-то «свое» в самом живописном жанре.
Первые пейзажи Вячеслава Федорова - «Иней» (1955, ИОХМ), «Холодный май» (1957, ИОХМ), «В августе» (1957, ИОХМ), «Март» (1959, ИОХМ) - свидетельствовали не только о «погружении» живописца в реальную, природную жизнь и вдумчивой трактовке ее малейших изменений, но и о стремлении придать пейзажам большую форму. В произведениях присутствовала обобщенность натурных впечатлений и завершенность начатого на натуре. Эти картины свидетельствовали о пленэрно-импрессионистическом видении В.А. Федорова и живописной свободе молодого художника. Его привлекали синие тени на мартовском снегу, яркость весенней окраски деревенских изб и голых деревьев, серебристый блеск водной глади и цветная игра летних полей. Уже в этих пейзажах Федорова чувствовались упоение жизнью, раздольем, любовь к каждому деревцу.
С первых шагов обозначилось основное качество живописи В.А. Федорова, которое потом назовут воздушностью или атмосферностью. Его внимание редко обращалось к импрессионистически выхваченному природному фрагменту, композиционные пейзажи Федорова, как правило, панорамны или содержат дальний план. Художник не использовал высокого неба, две трети пространства отдавая земле. Воздушная среда создавалась им с помощью контражура деревьев, светящейся водной глади, туманных или солнечных далей. Пейзажи и завершенные этюды В.А. Федорова действительно воспринимаются как напоенные воздухом и пронизанные светом.
Творчество Вячеслава Андреевича не было монолитным. Его пластический язык эволюционировал, уходя от пленэризма в графическую жесткость, чистый импрессионизм или декоративизм («Майское утро. Туман», 1970-е, Музей русского импрессионизма). По-разному им будет трактоваться и человеческое бытие. От жанровой оживленности деревенских улиц, «расхлестанных» сюжетов со стадом, уютно провинциальных домиков Федоров все чаще будет переходить к минорным или меланхолично окрашенным пейзажам - с одинокими фигурками, мостками или забытой лодкой, умирающим деревом или заброшенным домом. Художник любил варьировать красочную плотность: от корпусных, пастозных и почти эмалевых кусков до обнажения грунта или его легкой затертости. Позднее манера и приемы Федорова станут еще свободнее: он будет оставлять в законченной картине незавершенные куски, сохранять карандашный рисунок, рисовать черенком по краске, использовать фактурный грунт, набрызг, мастихин, писать по нижнему слою или его фрагментам («Ручей», 1969-1975, ИОХМ).
Вячеслав Андреевич Федров не миновал упреков в отсутствии идеологии. Реалии советской действительности, иногда проглядывающие в его работах, - красные отсветы транспарантов или плакатов на дальнем плане, электрические столбы или трактор, не могли удовлетворить художественное начальство. Наверное, поэтому в бюрократических недрах терялись документы В.А. Федорова на звание заслуженного художника; поэтому не стал народным, получив поистине народное признание. Стараясь не изменять себе, Федоров подолгу жил в деревне Желнихе Тверской области (рядом с «Академической дачей»), творчески подпитываясь от единомышленников и друзей в искусстве. Много общаясь с молодыми ивановскими художниками, Вячеслав Андреевич не хотел преподавать, а дружил с «неидеологическими» - Н.Г. Буровым, А.А. Леоновым, Ю.А. Савиновым.
Творчество В.А. Федорова было востребовано. Его пейзажи охотно приобретались как частными коллекционерами, так и музеями. И сейчас картины и этюды мастера обладают устойчивым антикварным спросом. В настоящее время картины Вячеслава Андреевича Федорова находятся в крупнейших музеях страны и региональных собраниях, в частных коллекциях России и за рубежом. Создаются монографические экспозиции его произведений (Плес). В 2008 году Вячеславу Федорову был посвящен всероссийский конкурс «Отражение» и одноименная выставка Российского фонда культуры и Российской Академии художеств.
В год 100-летия со дня рождения Вячеслава Андреевича Ивановский художественный музей представляет часть значительного творческого наследия - около 100 «классических» и малоизвестных произведений В.А. Федорова из собственных фондов и коллекций своих выставочных партнеров - Ивановского государственного университета, коллекционеров Б.В. Боданова, Э.Г. Донцова, С.А. Закочурина, Ю.Б. Марушкина (Провинциальная Артгалерея-М), С.К. Игнатьева (фонд «Гордость Отечества»), В.В. Рогозина. Благодаря совместным усилиям музея и коллекционеров у зрителей есть уникальная возможность прикоснуться к бесконечному разнообразию бытия, столь привлекавшего В.А. Федорова, и проследить за процессом творчества: когда из огромного числа средних, малых и миниатюрных этюдов рождались такие живые, так трогающие за душу пейзажные картины большого мастера.
Куратор - Елена Белянина
|