Андрей Жевакин родился в городе Иваново. Окончил Ивановское художественное училище и Московское высшее художественно-промышленное училище имени С.Г. Строганова (отделение монументально-декоративной живописи), в котором после окончания учебы два года преподавал. В 1988 году переехал в Ярославль. В 1991 году принят в члены Союза художников России, а в 1995 году в рамках Ярославского отделения Союза художников России родилось творческое объединение художников-станковистов «Аллея», одним из центральных участников которого стал Андрей Жевакин. Его работы регулярно экспонируются на областных, региональных, всероссийских и зарубежных выставках. За большой вклад в развитие культуры и искусства художник награждён почётными грамотами и дипломами. Произведения Андрея Жевакина находятся в музейных собраниях городов России (Вологда, Иваново, Петрозаводск, Плес, Псков, Ярославль), в художественной галерее г. Ханау (Германия), в частных собраниях Великобритании, Китая, России, США, Франции, Швеции.
Отдавая предпочтение романтическому направлению в живописи, Андрей Жевакин не прекращает творческих поисков. Он продолжает осваивать традиции живописной классики, в особенности испанских художников XVII века и искусство модерна. Соединяя традиции реалистической живописи и абстракции, импрессионистические приёмы и элементы русского и европейского символизма художник создает свой собственный стиль.
На юбилейной выставке представлены работы, созданные за последние двадцать лет. Тематика произведений Андрея Жевакина обширна: детство и семья, природа и городская среда, уличный балаган, религиозные и философские поиски. Предметный мир столь же интересен художнику, как и мир людей. В опрокинутом стуле и старом зеркале он способен увидеть трагизм запустения и неумолимый бег уходящего времени. Вещи продолжают хранить свои тайны, завораживая зрителя. Портреты близких – отца, матери, брата, дочери – не просто изображение, а экзистенциальное переживание. Лица и фигуры проступают сквозь дымку воспоминаний, и кажется, что это уже не реальные персонажи, а собирательные образы героев своего времени («Отец», «Боец бессмертного полка Ефимов Константин Михайлович. Мой дед»). Пластические и духовные поиски художника нашли свое отражение в цикле живописных работ «Так говорил Заратустра» (1997-1998), в основу которого легли размышления о человеке, его внутренних противоречиях и его предназначении.
Для живописной манеры художника характерно сочетание плотной фактуры и сложных колористических решений. Предметность условно-фигуративна, а пространство осязается именно благодаря особому композиционному строю работ. Соединение идеального и реального на полотнах Андрея Жевакина создает своеобразное ощущение романтического двоемирия. Этот прием заставляет зрителя обратиться не к фотографической памяти, а к личному эстетическому и чувственному опыту.
Отдельные персонажи, предметы и их сочетания зачастую переносят нас в мир, воображаемый художником, где реальность и эмоции, вызванные ею, тесно переплетены. Картины Андрея Жевакина настраивают на разглядывание и заставляют вдумываться, угадывать смыслы и сюжеты, скрытые в цветовых и композиционных решениях. Формальные эксперименты, включающие максимальное приближение, резкие перепады первого и дальнего планов - один из интересных способов игры художника с действительностью. Юноша, гордо выступающий навстречу стихии и в то же время защищающийся от неё скрещенными на груди руками и сознательно зажатый волей художника пространством холста («Навстречу ветру»); акробат, летящий-падающий с каната на фоне пронзительного ночного неба, прошитого алмазами звезд («Канатоходец»), – выступают своего рода символами мира, увиденного глазами художника. Мир этот одновременно трагичен и прекрасен. Вечное движение и вселенский покой, бескрайний простор и ограниченность земного бытия образуют в нём единство противоположностей. Созерцание творца и переживание романтика – два кита, на которых строится живописная метафизическая реальность Андрея Жевакина И она открыта для всех, желающих не просто смотреть, но видеть.
Выставка в Художественном музее позволяет оценить, как художник суммирует накопленный творческий опыт и аккумулирует его в произведениях, разнообразных по манере исполнения и вместе с тем пронизанных особым, узнаваемым авторским настроением. В каждой работе - определенный философско-эстетический посыл, побуждающий зрителя к сотворчеству.
Куратор - Виктория Солнцева
|