Явление, что мы называем ленинградской школой реалистической живописи, сформировалось под воздействием двух основных факторов: места и времени. При этом и место, и время здесь имеют более сложную семантику, чем простое определение города и лет. Тот срок, что называется периодом формирования школы — с 1932-го по 1990-е годы — на самом деле, является периодом её созревания и активного действия. Но долгий путь её начался гораздо раньше, во второй половине XIX века, и заканчивается (или замирает) сегодня. Сильный и стильный характер будущего направления генетически определился «Бунтом 14-ти» в 1863 году и окончательно укрепился в пореформенной Академии художеств. «Искание красоты», по меткому замечанию Александра Бенуа, ставшее одним из основных мотивов, движущих русским (российским) художником, в разные времена принимало формы, отражающие настроения этих времён, но этим не ограничивалось. Поэтому и сам термин «школа» сообщает не столько о рамках, унаследованных от Академии, сколько о той дисциплине, которая вырабатывалась в привычку наблюдать и слушать, не переставая. Быть может, в этом и кроется причина того, что живопись ленинградских мастеров, находившихся так близко к «школе», постепенно оказывается всё дальше от школьных шаблонов. Тот же Александр Бенуа писал, что чисто художественных затей в русской живописи насчитывается меньше, чем в какой-либо другой живописной школе. Так оно и было — ровно до тех пор, когда эти слова прозвучали. Начиная с короткого периода модерна, и затем, под мощным влиянием авангарда, живопись вышла из тесного русла академизма, на тот момент чуть раздвинутого общественно-социальным влиянием демократов-передвижников. За долгие годы, прошедшие от начала ХХ века по сегодняшний день, академическая школа оформилась в настоящую коллекцию перемен, что испытаны ею на практике. Частная коллекция «Петербургского художника» иллюстрирует отдельное влияние прошлых и некоторую суть нынешних перемен, за которыми — будущее.
Куратор - музейно-выставочный центр «Петербургский художник»
Координатор - Полина Солодова |