Алексей Кузнецов провел школьные годы в Иванове. По образованию – филолог, работал журналистом и переводчиком. Как фотограф, ивановскому зрителю знаком по проекту 2023 года «Флюгера и лодки», посвященному русской деревне.
Название выставки авторское: оно отсылает к статье Алексея Кузнецова 1997 года для журнала «Вокруг света» о его впечатлениях от путешествия на ретро-поезде и размышлениях о судьбе паровозов в наши дни. Паровозы в начале XX века – символы технического прогресса, спутники больших исторических событий; они стали неотъемлемой частью жизни и прочно обосновались в советском искусстве. Сейчас паровозы – уходящая натура, своеобразные реликты индустриальной эпохи. Созданные для покорения пространства, в наши дни немногие уцелевшие, восстановленные экземпляры паровозов, по-прежнему величественные и прекрасные, превратились в «машины времени», путешествующие со своими пассажирами между прошлым и настоящим.
Паровозы, давнее увлечение Алексея Кузнецова, стали главными героями этого фотопроекта. Серия репортажных снимков, сделанных на пленочную камеру, складывалась с 1996 по 2008 годы; добавлена пара снимков последних лет. Съемки проводились в депо и на базах запаса в Москве, Смоленской, Ивановской и других областях, во время подготовки паровозов к ретро-турам. Эти фотографии экспонировались в Белграде (2011, галерея Союза железнодорожных художников, бывший салон маршала Тито) и в Коломне (2020, Культурный центр «Дом Озерова»).
В настоящую экспозицию вошли 49 снимков; центральный образ паровоза объединяет круг различных жанров и тем. Паровоз в пейзаже предстает как органичная часть русского ландшафта; паровоз в депо – портрет вещи, отражающий вдумчивый, внимательный взгляд художника-исследователя на детали и сочленения машины, стремление показать ее живую суть. Рядом, как сопоставление живой и неживой материй – портреты машинистов, помощников, кочегаров. Жанровые сцены ремонта, обслуживания паровоза, действия бригады во время хода поезда – взаимодействие паровоза и человека, то предстающего эфемерным, призрачным созданием на фоне статичной, «вечной» машины, то как будто становящегося ее частью. Особое место среди этих «портретов» и «жанров» занимают образы паровозов, предстающих как фон для позирования туристов или как груды ржавого металла – образы угасшей мощи и безвозвратно прошедшего времени.
Снятые человеком неравнодушным и глубоко погруженным в материал фотографии о современной судьбе и «тихой жизни» паровозов – точно выверенные, емкие и эмоционально сильные образы, создающие у зрителей эффект присутствия. Кому-то эти образы позволят совершить сентиментальное путешествие во времена своего детства и юности, а у кого-то способны вызвать художественные (отсылки к картинам Г. Нисского, А. Самохвалова, А. Лабаса, В. Попкова) и литературные ассоциации.
Куратор – Андрей Санников
|