Шесть произведений живописи, переданные в дар Художественному музею, предстают в окружении классической французской и итальянской скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства и мебели XVIII-XIX веков из музейных фондов. Благодаря проведенной реконструкции зала и авторскому дизайну экспозиции, посетители смогут погрузиться в атмосферу старинной дворянской усадьбы, расположенной в живописной местности.
Еще в XVIII веке любование ландшафтами стало поводом для целого направления в изобразительном искусстве, посвященного видовым картинам. Изображения водопадов, горных озер, старинных замков украшали интерьеры светских салонов и провинциальных усадеб, услаждая взоры владельцев и их гостей. Ландшафты, изящество и элегантность которых достигали всеобщего признания, становились почетными обладателями статуса «бельвю», пришедшего к нам из французской культуры. Термин прижился в России и использовался для обозначения пейзажных видов, открывающихся со специально оборудованного для этой цели места. Бельведер, беседка, веранда или одиноко стоящая скамейка выполняли роль наблюдательного пункта для обозрения пейзажных панорам с самой выгодной точки зрения.
Музейный зал, изящно обставленный аллегорическими скульптурами в «античном вкусе», становится на время павильоном дворянской усадьбы, с веранды которого открываются романтические виды. Долины горных рек в окружении гор Везербергланда и таинственный замок Корвей словно сошли со страниц романов Вальтера Скотта (Теодор Мюллер, «Замок Корвей на реке Везер», 1874, «В верховьях реки Везер», 1874). Отражение густой чащи леса в зеркальной глади озера с картины Исаака Левитана навевает мысли о волшебных сказках и старинных преданиях («У озера», конец 1890-х). Вместе со зрителями наслаждаются прогулкой и герои картины Константина Коровина («На берегу Хопра», 1880), занимающей центральное место в экспозиции. Сотрудники музея провели настоящее исследование, установив связь художника с обитателями имения Отрадино.
Фрагмент повторяющегося медитативного «видеопейзажа» в экспозиции в полной мере позволяет погрузится в атмосферу созерцательной меланхолии, дополняя «эффект присутствия» нашими собственными воспоминаниями о путешествиях, закатах и недочитанных летних романах…
Автор проекта Михаил Дмитриев
Куратор проекта Светлана Воловенская
Экспозиционный дизайн Михаил Дмитриев
Координатор проекта Лариса Башкова
Реставратор, научный консультант Елена Белянина
Хранители Галина Солнцева, Наталья Рыжикова
|