Вадим Иванов (1960-2021) — выпускник отделения «Художественное конструирование» Ивановского художественного училища им. М.И. Малютина и Московского высшего художественно-промышленного училища по специальности «Промышленное искусство». По окончании учёбы участвовал в выставках московской Молодежной секции «Союза художников». Совершенствовал мастерство в творческих поездках по Италии, на о. Кипр; проехал по маршруту Москва-Владивосток с группой молодых живописцев мастерской Ильи Глазунова. При этом живописью занимался для себя, писал «в стол». Профессиональная его деятельность была сосредоточена в сфере дизайна, — несколько лет Вадим Иванов был арт-директором группы компаний «Virtu» (Москва). Человек жизнелюбивый и общительный, он много путешествовал, увлекался искусством, литературой. В сложный период жизни обратился к вере, в ней искал опору и вдохновение. Посещал духовные обители на Кипре, в Псковской, Вологодской и Костромской епархиях, занимался иконописью.
Само название выставки — «Благо Дарю» — апеллирует к православному мировосприятию художника. Он не жаждал наград и признания. В живописи Вадим Иванов искал ответы на трансцендентные вопросы о божественном присутствии в мире, о самоценности личности человека. Все полотна — от начала 1990-х до 2019 года — сочетание чистоты примитивизма и мощной стихии цвета, не имеющего строгого ограничения в пространстве. Свет и цвет приобретают узнаваемые формы – людей, животных, фантастических существ, предметов материальной культуры, но чуть отводим взгляд – и формы вновь растворяются в пространстве, становясь лишь цветом и светом. Человеческие лики и фигуры, животные, горы и море, солнце, льющее потоки лучей, словно претворяются в «Свет Невечерний», воздействуют не содержанием, а энергией.
Палитра Вадима Иванова колеблется от радужной до откровенно мрачной, вызывающей тревогу, в зависимости от эмоционального состояния художника. Границы реального и фантазийного миров стираются. И даже реальность здесь не вполне реальна: воспоминания о детстве и дорогих людях (наивный, с добрым юмором и ноткой хулиганства «Мальчик с гусем»), любимом доме-мастерской в подмосковном Хотькове (пряничный живописный домик «Без названия») показаны через призму глубоко личных переживаний. Художник воспроизводит и по определению иллюзорные миры искусства («Музыкант», «Рифма»), балаганчика с шутами и куклами-марионетками («Шут», «Арлекин»), мифов и легенд («Рыбы»).
Обобщенность форм освобождает изображённые объекты от привязанности к определённому месту и времени, пространство полотен самодостаточно и независимо. Это усиливает ассоциативное восприятие у зрителя, даёт свободу для интерпретаций и вызывает эмоциональный отклик.
Куратор – Виктория Солнцева |