Название нового проекта Ивановского художественного музея указывает направление, следуя которому, зрителю предстоит выяснить, почему по воле Д. Г. Бурылина в центре России появилась одна из самых экзотических коллекций, представляющих духовную культуру и быт стран Дальнего Востока. Более 170 предметов из Японии, Китая, Тибета, Монголии впервые будут объединены в рамках столь масштабной музейной экспозиции.
Стратегия или скорее метод показа «восточной» части коллекции – вовлечение в диалог музейных предметов и образов визуальной поп-культуры дальневосточных стран - главного элемента феномена «азиамании», остающегося одним из ключевых культурных трендов современного мира. Тем самым, авторы проекта намерены продемонстрировать преемственность различных аспектов массовой культуры стран Восточной Азии от 17-19 вв. до наших дней.
Вдохновленное собранием Бурылина путешествие в загадочный мир Восточной Азии поможет нам ясно увидеть сложный путь знаков и символов исторического наследия от древних преданий до современных воплощений в мире кино, моды, музыки и анимэ. Соединение предметов традиционной восточной культуры с современным контекстом создает особенную атмосферу погружения в мир образов и интерпретаций, возвращающих сакральным объектам их истинное предназначение. Меч вновь оказывается в руках героя, собака-лев охраняет от злых духов, а в отражениях магических зеркал можно разглядеть таинственные иероглифы. Для многих станет сюрпризом, что гейши (в проекте представлены уникальные гравюры и фотографии из повседневной жизни японских красавиц) выглядели далеко не как в американских фильмах с восточным колоритом, а древние мечи служили в ритуалах изгнания демонов в даосских храмах.
Проект ОСТ. ЗЮЙД-ОСТ предлагает взглянуть на восточноазиатскую часть коллекции Бурылина как на своего рода интеллектуальную кунсткамеру. Поиск редкостей и древностей был не прихотью и не капризом разбогатевшего предпринимателя, но прежде всего манифестом намерений. Утонченные произведения прикладного искусства и атрибуты воинского снаряжения, драгоценные вышивки и храмовые скульптуры, будды, бодхисаттвы и даосские бессмертные, китайские мечи дао и японские катаны, фигуры самураев и аскетов, свитки и гравюры, мифические животные и демонические маски, священные зеркала и ритуальные предметы демонстрировались как повод интереса к определенному региону. Это собрание экзотических артефактов можно рассматривать как проекцию промышленных амбиций и прагматических интересов ивановских текстильных фабрикантов на рубеже 19 - начала 20-го вв.
В целом, внимательно изучив экспозицию, мы станем лучше понимать, почему многие поколения европейцев завораживало искусство дальневосточных стран. Это огромная, хранимая как меч самурая, традиция рассчитана на культурную экспансию и не опасается подделок и подражания. Многое на этом пути может показаться непонятным и даже пугающим, но любопытство и стремление заглянуть в неизведанное будет нашим преимуществом в поисках древних знаков и символов, затаившихся в повседневной жизни и замаскировавшихся в современных образах субкультур и дорамной индустрии. Присутствующие в экспозиционном ряду изображения персонажей известных аниме и манг олицетворяют символы и смыслы многовековой традиции, проступающей сквозь образы актуальной поп-культуры. Герои современных аниме-эпосов встречаются со своими первоисточниками, наглядно иллюстрируя тот факт, что по-настоящему самодостаточная культурная традиция остается верна себе во все времена и во всех своих проявлениях.
Автор и куратор проекта Михаил Дмитриев
Экспозиционный дизайн Михаил Дмитриев
Куратор восточной коллекции Наталья Рыжикова
Координатор проекта Лариса Башкова
Инженер проекта Александр Киселев
|