Не так уж много в истории пар, ставших партнерами не только в жизни, но и в искусстве. Знаменитые Варвара Степанова и Александр Родченко, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова были скорее единомышленниками, чем соавторами своих произведений. Нина Павловна и Валерий Васильевич Родионовы - не только семья художников, но союз талантливых личностей, живших и творивших в унисон, научившихся быть единым целым, при этом оставаясь самобытными как в совместном, так и в индивидуальном творчестве. Вот почему нас интересует не только их художественная биография, но и предъявленное ими искусство жизни, умение быть «товарищами по искусству», не затмевая друг друга.
Нина Павловна и Валерий Васильевич прежде всего – летописцы ивановского края, создавшие масштабный эпос по мотивам его истории. Им удалось мифологизировать исторические события 1905 года, придав действующим лицам поистине монументальное величие. Благодаря их трактовке драма, разворачивающаяся на берегах реки Талки, приобрела черты героической саги о красных ткачах, прочно вошедшей в сознание и биографию ивановцев. Гигантские живописные картины-панно в исполнении Родионовых занимают особое место в нескончаемом ряду полотен, мозаик, фресок, повествующих о тех переломных событиях.
Центральным произведением исторического цикла можно считать работу «Талка. 1905 год» (1974) из собрания Ивановского художественного музея, в которой запечатлен легендарный митинг рабочих. Картина мирного весеннего дня с собравшимися на живописном берегу реки текстильщиками построена как театральная мизансцена, эффектно продуманная авторами. Родионовы размещают главных героев на фоне безмятежного зеленеющего пейзажа, выступающего в роли декорации и создающего необходимый контраст к последующим драматическим событиям. Сами участники в праздничных белоснежных одеждах, воодушевленные и взволнованные, безоговорочно воспринимаются нами как будущие герои-мученики, судьба которых предрешена. В этой картине проявляется яркий талант Родионовых блестяще работать с массовым сознанием, быть просветителями и пропагандистами в самом высоком смысле этого слова, придавая историческим событиям черты подлинно народного, почти былинного эпоса.
Повествовательные картины Родионовых уместно рассматривать в контексте советских киноэпопей с их панорамными пейзажами, неоглядными далями и решительными героями, ведущими за собой. Художники говорят со своим зрителем на том же доступном, но чрезвычайно выразительном языке. Образный строй их произведений при этом правдив и документально реалистичен благодаря вниманию к деталям, придающим убедительность интерпретируемым событиям. «Только вдумайтесь любую фигуру в картине, любой изображенный предмет нужно «подпитать» натурой, написав к каждому из них отдельный этюд, сделать рисунок». (Новгородова Е. Родионовы. Тандем длиною в жизнь// 1000 экземпляров. 2009. Апрель). Подобный «научно-исследовательский» подход к подбору и проработке типажей, тщательному поиску композиционного решения напоминает нам художников девятнадцатого века с их универсализмом, пониманием законов живописи и архитектуры, виртуозным владением приемами из арсенала декоративно-прикладного искусства. «Если среда угадана, схвачено главное – картина будет; если нет – начинай сначала…», - говорит Валерий Васильевич в одном из своих интервью (Карпова Т. Чувство времени// Рабочий край. 1989. 6 августа). Благодаря своему творческому методу они заслужили почетное право, выражаясь искусствоведческим сленгом, быть «картинщиками» - мастерами почти исчезающего сегодня жанра большеформатных, монументальных полотен, требующего от художника особой творческой интуиции, чувства масштаба.
Для описания живописной манеры своих работ Валерий Васильевич довольно часто использует слово «жесткий». Тем не менее характерной особенностью стиля Родионовых является умение вписать своих брутальных героев в почти романтический пейзаж. Кажется, что природа и окружение вторят ритму и образу персонажей. Это пейзаж, дающий надежду – революционерам, идущим в ссылку, бойцам, сражающимся за Родину, рабочим, совершающим свой ежедневный трудовой подвиг. Родионовы не оставляют своих героев в трагической безысходности, но призывают нас увидеть свет в перспективе уходящей дороги, небесном своде за расстекловкой фабричных окон, приметах пробуждающейся природы в еще суровом зимнем пейзаже.
Талант обобщения и композиционные навыки в полном объеме проявляются в их программной картине-триптихе «Ситцы» (1969). В трехчастной композиции Родионовы определяют формулу текстильной промышленности ХХ века, главным действующим лицом которой является женщина – ткачиха, прядильщица, сортировщица, художник по тканям. «Ситцы» можно считать социокультурным портретом Иванова эпохи расцвета текстильного производства, главное место в котором занимала женщина-работница, одновременно управлявшая десятками и сотнями станков. В огромных, словно надвигающихся на зрителя женских портретах, Родионовы сумели передать всю энергетику реальной героини своего времени – работницы текстильной фабрики. Невероятно смелое и новаторское для своего времени живописное решение делает работу Родионовых концептуально близким произведениям поп-арта и рекламным плакатам. Художники оставили будущим поколениям картину-символ, отвечающий за образ ивановской женщины-труженицы, наделенной природной грацией, обаянием и юным задором.
Изучая биографию Нины Павловны и Валерия Васильевича, невольно приходишь к выводу, что их путь в искусстве был безоблачным и щедрым на признание публики и коллег по цеху. Конечно, их не миновали периоды кризисов и сомнений, но нас поражает необыкновенная легкость, поэзия и радость жизни, которую художники умели находить в самых обыденных вещах. В части своего творчества, не связанной с официальными заказами и идеологической повесткой, Родионовы выступают скорее бытописателями, чей ряд «сезонных» пейзажей, натюрмортов и непринужденных жанровых сценок отражает удивительное жизнелюбие и самоотверженную влюбленность в природу.
«Всю жизнь думали они не о той или иной «новой» или «старой» манере в живописи, а о том, как полыхают маки, алеют гладиолусы, нежно серебрятся чашечки жасмина в букете на столе, как по-весеннему играет солнце на еще, кажется, нетронутом зимнем снеге, как встает в голубой морозной дымке панорама их родного Иванова с его фабричными трубами и заснеженными голубыми крышами, уходящими до самого горизонта к золотящемуся утреннему небу...» (Чегодаева М. Альбом Н.П. и В.В. Родионовых к 50-летию совместной творческой деятельности).
Несмотря на завидную творческую активность, Валерий Васильевич и Нина Павловна жили традиционным укладом тихого провинциального города вдалеке от суеты и как можно ближе к природе. «В чисто житейском понимании жизни у нас нет - только в творческом. Полгода мы живем в городе, полгода в деревне, где много работаем с натуры. Мы – художники-реалисты, и без натуры никуда» (Новгородова Е. Родионовы. Тандем длиною в жизнь// 1000 экземпляров. 2009. Апрель).
Зима длилась долго и неторопливо, переходя от новогодней суеты к ожиданию первых весенних дней. Весной наступала пора пленэров и ежегодный переезд в деревню до поздней осени. Грибы, ягоды, купание в речке, яркие цветы и щедрое солнце…, казалось бы, все как у всех, но, глядя на акварели Нины Павловны, осознаешь, что ежегодное обновление природы и есть настоящее чудо, которое дарит нам надежду на завтрашний день. Такое чуткое восприятие, почти крестьянская приверженность календарному циклу не позволяют пробиться фальши или взять «неверную ноту» в натюрморте или пейзаже. Никого не оставят равнодушными их «Теплый день» (1978), «Майское солнышко» (1959), «Весенний мотив» (1971), «Субботний день» (1970), «Для будущих тканей» (1971), душевные, почти сентиментальные «Рябинка» (1975), «Картошка» (1971), «Хлеб» (1969), «Хохлома» (1971), «Варенье» (1972), «Яблоки и лимоны» (1970), «На даче» (1998), и, конечно же, одна из любимых – «Подружки» (1959) – настоящий гимн юности и точно переданное предчувствие лета, когда яркое весеннее солнце манит забросить учебники и тетрадки, убежать и раствориться в прекрасном майском дне.
Семья, а теперь и целая династия Родионовых воспроизводит тот самый уклад жизни, который сам по себе объект искусства и тема для творчества. О нем важно и нужно говорить как о неотъемлемой части национального культурного ландшафта, в котором семья, дом, любимое дело должны существовать естественно в своей органичной среде, передаваясь от поколения к поколению. К нашей величайшей гордости еще есть творческие династии, подобные Родионовым, чья жизнь и служение искусству стали примером для будущих поколений художников - продолжателей традиции ивановской школы живописи.
Светлана Воловенская
|